100 лет авиадиспетчерской службы: от сарая в аэропорту до современности


Это был просто английский эксперимент: крохотная деревянная хижина на тонких сваях с видом на взлетно-посадочную полосу аэропорта Кройдон. Тогда никто не мог представить, что эта вышка станет наследием, о чем ее создатели и подумать не могли.


Ее построили из ничего

«По сути, это был сарай, — говорит Ян Уолкер, председатель Historic Croydon Airport Trust. — Небольшая квадратная деревянная конструкция на столбах высотой 4,5 метра с узким балконом вокруг нее. Удивительно, но именно так зарождалась глобальная сеть воздушного транспорта».

100 лет авиадиспетчерской службы: от сарая в аэропорту до современности

Аэропорт Кройдон в 1925 году

До запуска первой вышки для навигации пилоты полагались на карты и свой невооруженный глаз, но было ясно, что вскоре потребуются более точные методы. «Прорывом стало размещение средств радиосвязи внутри самих самолетов, — объясняет Уолкер. — Когда самолет осуществляет радиопередачу, приемные станции на земле могут триангулировать положение самолета, чтобы точно сказать, где он находится. Это позволило диспетчерам не только разговаривать с пилотами, но и точно определять положение воздушного судна и соответствующим образом корректировать свои рекомендации».

Как работала диспетчерская

На вышке работали сотрудники службы управления движением гражданской авиации, которые отмечали вылет и прибытие самолетов и наносили на бумажную настенную карту положение авиасудов с помощью булавок и флажков. Работая вместе с ними, радисты были связующим звеном между землей и воздухом: обучены использовать радиопередачу и азбуку Морзе, они давали пилотам маршруты полетов, информацию о движении и отчеты о ветре, полученные с флюгера на крыше.

100 лет авиадиспетчерской службы: от сарая в аэропорту до современности

Дж. Джеффс — один из первых работников вышки

На самом деле не существовало плана того, как должен выглядеть аэропорт, поэтому на первопроходцах лежала ответственность за разработку, тестирование и реализацию идей, которые позволят обеспечить безопасное развитие авиаперевозок.

И хотя авиационная индустрия с тех пор преобразилась до неузнаваемости, в России еще существуют деревянные аэропорты, о которых мы писали ранее.

Теперь это музей

Эта первая диспетчерская вышка была предана забвению в 1928 году, когда построили ее новую сестру — самую большую и передовую в мире на тот момент, со специально созданной коммуникационной технологией Маркони. Но Хитроу в 1946 году, конечно, превзошел Кройдон как главный узел воздушного транспорта Великобритании, а остальное, как говорится, уже история. Сегодня диспетчерская вышка Кройдона служит музеем авиации.

100 лет авиадиспетчерской службы: от сарая в аэропорту до современности

Самолет Airco DH-4 выполнял рейсы из лондонского аэропорта Кройдон в Париж в 1920 году

Современные технологии теперь включают спутниковое слежение в реальном времени для улучшения экологических характеристик полетов, искусственный интеллект для сокращения задержек в аэропортах, связанных с погодными условиями, и «удаленные» вышки, которые позволяют диспетчерам управлять перемещениями по аэродрому издалека.

«Еще в 1920 году в том деревянном сарае на сваях никто не мог осознать потенциал авиаперелетов, — говорит Уолкер. — Да, им руководили пионеры, но то, что мы видим сегодня, превзошло даже их самые смелые мечты».

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

100 лет авиадиспетчерской службы: от сарая в аэропорту до современности