Белый Бим Черное ухо — драма в кадре и за кадром


 

 
Если собрать все детские и взрослые слезы, пролитые над фильмом «Белый Бим – Чёрное ухо», получилось бы соленое озеро.Только в первом прокате в 1977 году картину посмотрело 23 миллиона зрителей, выходивших из кинозалов в рыданиях и с комком в горле.
 
А спустя три года лента была впервые показана по Центральному телевидению и с тех пор не сходит с домашних экранов по сей день. За 40 лет душераздирающую историю собачьей верности и человеческого предательства узнали три поколения.
 
Но, в отличие от других любимых картин, эту не все решаются пересматривать снова. Многие избегают повторения эмоций, заставляющих болеть сердце. А собачье сердце пожалеть было некому: не дождавшись человеческой любви, вскоре после завершения съемок оно остановилось…Судьба самой оплакиваемой собаки советского экрана в реальной жизни оказалась не менее печальной, чем в кино. 
 

 
Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим – Черное ухо» стал восьмым в творческой биографии режиссера Станислава Ростоцкого. Почему автор не стареющих картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие» решил экранизировать историю «бракованного» шотландского сеттера?
 
Наверное, увидел в ней то, что делает человека человеком. Не зря одноименная книга писателя Гавриила Троепольского стала бестселлером. Опубликованное в журнале «Наш современник» в 1971 году, сегодня «слово к маленьким людям, которые будут взрослыми» и «слово к взрослым, которые не забыли, что были детьми», входит в школьную программу и является обязательным произведением к изучению по литературе.
 

 
Рассказ о щенке с неправильным окрасом, которого спас от усыпления одинокий писатель-фронтовик и погубили злые люди, тронул читателей и зрителей до глубины души. Наша история о преданном Биме заставила людей плакать задолго до выхода на экраны голливудского «Хатико».
 
— Это не я сочинил. Это жизнь сочинила,— сказал как-то в разговоре со знакомым главный герой фильма Иван Иванович. Разговор прямого отношения к сюжету не имел, и реплика была проходная. Но она могла бы, думается, стать эпиграфом ко всей двухсерийной картине, поставленной режиссером Станиславом Ростоцким по одноименной повести Гавриила Троепольского.
 

 
«Жизнь сочинила» историю о том, как весело и дружно жили сначала немолодой одинокий писатель и смешной шаловливый щенок. Вместе ходили по делам, на охоту, гуляли в лесу, купались. А потом Иван Иванович тяжело заболел — со времени войны у него около сердца застрял осколок,— и его отправили в Москву, на операцию. Бим остался один в квартире.
 
Собака в поисках хозяина встречает множество людей, добрых и злых, старых и молодых, и все они описываются глазами собаки, сквозь призму ее восприятия.
 

 
Жизнь ничейной собаки состоит из ожидания, тоски и встреч с людьми, встреч, которые причиняют то боль, то радость. Но Бим, такой ласковый, приветливый, общительный, интеллигентный пес, никак не может понять, что мир делится резко — на друзей и врагов. Он был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта — это норма, иначе быть не может. Он твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси — и тебя впустят. Он привык доверять людям, и теперь, когда он остался один, ему трудно переучиваться.
 

 
Конец повести трагический: пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки.
 
Экранизация повести, по опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей кинопремьерой 1977 года. А в 1978 году «Белый Бим – Черное ухо» был выдвинут на премию «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке.
 

 
Картина, отмеченная многими наградами в СССР, удостоилась призов Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия).
 
Эффект «детского сюжета» превзошел все ожидания, и в 1980 году создатели кинохита получили Ленинскую премию. Кроме исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова, режиссера Станислава Ростоцкого и оператора Вячеслава Шумского, Государственной премии удостоился писатель Гавриил Троепольский.
 
Трагедия Степки-Стива
 
Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем у его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.
 

 

 

Далее читайте в Источнике...

 

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Белый Бим Черное ухо — драма в кадре и за кадром