Бурнеша: зачем албанские женщины переделываются в мужчин


Принадлежность человека к тому или иному полу – это явление не только физиологическое, но и социальное. В любом обществе такие понятия, как имя, одежда, привычки и поведение, права и обязанности, четко разграничены на мужские и женские. Однако некоторые жительницы Албании добровольно соглашаются на смену социальной роли, принимая на себя некоторые мужские функции. При этом они дают клятву хранить девственность до самой смерти. Почему на Балканах появилась такая необычная традиция?

Кто такие бурнеша?

Как известно, примерно две трети албанцев являются мусульманами, еще треть – христианами, остальные не придерживаются какой-то конкретной религии. И хотя ни ислам, ни православие, ни католицизм не одобряют смены человеком своего пола, даже в такой исключительно социальной форме, часть албанцев до сих пор придерживаются старинных традиций. Особенно те, которые живут в отдаленных горных районах страны.

Бурнеша – так называют женщин, принявших на себя общественные права и обязанности мужчин. В прежние века такие люди встречались во многих странах Балканского полуострова, сейчас эта традиция полностью утрачена в Черногории, Хорватии и Боснии, но в Албании и приграничных с ней регионах Македонии она еще существует.

По приблизительным подсчетам социологов, в настоящее время несколько тысяч женщин откликаются на мужские имена, носят соответствующую одежду, ведут себя в обществе, как представители сильной половины человечества. Правда, смена пола носит лишь социальный характер, бурнеша никогда не вступают ни с кем в интимные отношения, поэтому их еще именуют «клятвенными девственницами».

Такой странный закон

В XV веке албанский князь Лека III Дукаджини (1410-1487 гг.) издал свод законов для жителей своей страны, получивший название «Канун». Этот кодекс официально утвердил бытовавшие среди жителей Балкан традиции, в том числе и кровную месть, характерную для многих замкнутых горных сообществ, живущих патриархальными кланами.

Статья № 88 старинного свода законов гласит, что наследовать имущество покойного отца может только его сын. Ни у вдовы, ни у дочери такого права нет. А если у почившего мужчины не осталось наследника мужского пола, дочь покойного может получить во владение его имущество, только если принесет обет вечной девственности и станет бурнеша.

Следует уточнить, что традицию социального перевоплощения женщин в мужчин ввел не сам Лека III Дукаджини. Он лишь утвердил в «Кануне» устоявшийся горский обычай, существовавший на Балканах издревле.

Вообще, албанские женщины и сегодня имеют гораздо меньше прав, чем мужчины. Несколько столетий назад они, вообще, приравнивались к имуществу главы семейства. Представительницы прекрасного пола не имели права самостоятельно владеть и распоряжаться имуществом, работать на «мужских» должностях, заходить в питейные заведения и т.п. Например, ставшая вдовой женщина, если у нее не было сына, могла или вернуться в родительский клан, или снова выйти замуж, или… стать рабыней в семье покойного мужа.

Кровная месть – повод для смены пола

Патриархальные горные сообщества и сейчас живут по древним законам, один из которых – кровная месть. Согласно местным обычаям, если вина за какое-то преступление или даже проступок лежит на одном человеке, то мишенью для возмездия со стороны родственников пострадавшего может стать любой член семьи правонарушителя.

Интересно, что за убийство мужчины полагалось в ответ лишить жизни одного представителя враждебного клана или двух его ближайших родственниц. Например, дочь и сестру преступника. Впрочем, далеко не все албанские воины стремились убивать слабых женщин, все же решая такие вопросы между представителями сильной половины человечества.

Некоторые кланы враждовали веками, они вели непрекращающиеся междоусобицы, постоянно лишая жизни соседей. В такой ситуации появилось много семей, где просто не осталось ни одного мужчины. Кому-то было необходимо возглавить род, взять на себя обязанности по распоряжению имуществом, защищать младших сестер. Поэтому бурнеша обычно становились старшие дочери семейств, оставшихся без наследников мужского пола.

Причиной для кровной мести могли быть не только серьезные преступления, но и оскорбление чести и достоинства гордых албанских горцев. Даже толчок в спину на узкой дороге являлся поводом для развязывания кровавой вендетты, длившейся десятилетиями. Многие люди просто годами не покидали своих домов, превращенных в настоящие мини-крепости, опасаясь мести. Причем, от суровых карателей страдали, обычно, совершенно невиновные мужчины и женщины.
Если учесть, что в прежние века тысячи албанских семей оставались без наследников мужского пола, погибающих в бесконечных междоусобицах, то становится понятным, что перевоплощение женщин в бурнеша было распространенным явлением.

Потеря женственности

Как правило, именно старшая дочь должна была пожертвовать своей женственностью ради интересов клана. Она больше не имела права вести себя естественно, красиво наряжаться, навсегда отказываясь от возможности стать женой и матерью.

Во время специального ритуала юная албанка в присутствии своих родственников и соседей произносила клятву вечной девственности. Затем ей торжественно давали новое – мужское – имя. Бурнеша отстригала длинные волосы, одевала вещи из гардероба сильного пола, с этого момента она брала на себя все социальные права и обязанности мужчины, в том числе и на участие в боевых действиях. Фактически, ритуал превращения девушки в бурнеша представлял собой аналог празднования по случаю рождения нового члена родовой общины.

Такие люди не имели права вступать в браки и заводить интимные отношения с кем бы то ни было. Во всем остальном они даже выигрывали: могли сами распоряжаться своей жизнью и имуществом, заниматься мужскими делами, выпивать и курить в дружеской компании, брать в руки оружие. Со временем подобный образ жизни сказывался на облике бывших девушек. Нося брюки с подтяжками, тяжелые сапоги или ботинки, бесформенные темные пиджаки, бурнеша настолько теряли всякое сходство с женщинами, что почти невозможно было отличить их от мужчин.
Некоторые юные барышни принимали решение о смене социальной роли не только потому, что у них не было братьев, но и по ряду других причин. Одни хотели личной независимости от отцов-деспотов, другие стремились к образованию, третьи не желали вступать в навязанные по решению родителей брачные союзы, четвертых прельщали мужские права и привилегии, пятые стремились получить возможность с оружием в руках отомстить кровным врагам и т.д.

Если девушка приняла соответствующее решение, то никто не имел права запретить ей стать бурнеша. Албанцы уважали такой жизненный выбор. И мужчины, и женщины относились к этим людям с почтением, отдавая должное силе их воли и характеру.

К счастью, жительницы современной Албании все реже принимают решение о смене социальной роли. Эта традиция жива только в отдаленных горных регионах страны. Но и там многие понимают, что потеря женственности и возможности стать матерью – слишком высокая плата за поддержание устоев патриархального общества.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бурнеша: зачем албанские женщины переделываются в мужчин