Черноморский флот: самые неожиданные факты


Черноморский флот – одно из старейших подразделений ВМФ России. Он был создан еще в XVIII веке, и с тех пор стоит на страже наших южных рубежей. В почти 300-летней истории этого флота было немало выдающихся, героических страниц, а также любопытных и интересных событий.

Два «родителя»

Вопреки расхожему мнению, Черноморский флот (ЧФ) не формировался «с нуля». Днем его рождения принято считать 13 мая 1783 года, когда в Ахтиярскую бухту на юге Крыма вошли 11 кораблей Азовской флотилии. Позже к ним присоединились еще 17 судов, на этот раз с Днепра.

Спустя два года, в 1785 году, в составе Черноморского флота числились уже 55 кораблей, в том числе 12 линейных и 20 фрегатов. При этом первой столицей ЧФ был не Севастополь, а Херсон – именно там располагались судостроительные верфи («Черноморское адмиралтейство»).

Провидец с верфей

Именно на них корабли для флота строил Василий Васильев, крестьянин из Тульской губернии, больше известный как монах Авель – русский провидец, предсказавший сожжение Москвы в 1812 году, Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. На верфях он работал в юношеские годы.

Тяжелый труд подорвал здоровье Васильева, он находился на краю гибели. Однако выздоровел, в чем увидел «промысел Божий». После этого будущий провидец решил оставить верфи и уйти в монастырь. Корабли же, построенные при его участии, в дальнейшем еще не раз били турецкий флот.

Севастополь и Ахтияр

Благодаря Черноморскому флоту на побережье появилось множество городов. Изначально они были морскими базами, но постепенно начинали обрастать дворами и гражданскими постройками.

Самый известный город, появившийся благодаря ЧФ – Севастополь, который и поныне является главной базой флота. Имя населенному пункту дала Екатерина Великая, увлекавшаяся греческим языком (в переводе с него Севастополь означал «город славы и поклонения»). После смерти государыни ее сын Павел I переименовал город в Ахтияр, но уже при Александре I главная база Черноморского флота получила прежнее название.

Чумной бунт

Бывали в истории флота и свои народные восстания. Одним из них стал так называемый чумной бунт 1830 года. Тогда шла очередная война с Османской империей, в Крым была занесена эпидемия. Севастополь немедленно отгородили заставами, ввели режим карантина, хотя чума в нем не свирепствовала. Тем не менее, в город перестали пропускать продовольствие, снабжение флота шло из рук вон плохо.

Тяжелое положение моряков и горожан привело к восстанию. 3 июня 1830 года толпа начала громить центр Севастополя, оказались разграблены дома знати и чиновников. Вскоре город оказался под полным контролем бунтовщиков. Власти смогли взять ситуацию под контроль лишь после отмены карантина.

Судно-ветеран

В составе Черноморского флота по сей день находится корабль «Коммуна» – старейшее судно в мире, стоящее на вооружении. Оно было спущено на воду еще до революции в качестве судоподъемного корабля, в 1913 году, и первоначально называлось «Волхов».

В 1999 году его переориентировали в спасательное судно. Водоизмещение «Коммуны» составляет 3100 тонн, длина – 96 метров. Недавно корабль прошел модернизацию, его оснастили подводным роботизированным комплексом Seaeye Panther Plus. В этом году судну исполнилось 105 лет.

Флот или нет?

В советское время моряки в шутку задумали составить собственный рейтинг всех четырех флотов СССР, кроме Каспийской флотилии. В итоге на первом месте оказался Северный флот, который провозгласили «Суперфлотом».

На второе место моряки определили Тихоокеанский флот, а уже на третьем месте шел Черноморский. Несмотря на «бронзу», третье место снабдили обидной формулировкой – «то ли флот, то ли нет». Замыкали таблицу Балтийский флот, который составители перечня и вовсе назвали «бывшим флотом», намекая на его заметно снизившуюся со времен царской России геостратегическую значимость.

Судьба Севастополя

Не многие знают, но пару лет назад Черноморский флот мог навсегда лишиться своей главной базы – Севастополя. Дело в том, что после распада СССР Россия и Украина никак не могли поделить ЧФ. В июле 1992 года произошел инцидент, когда экипаж одного из сторожевых кораблей самовольно поднял флаг Незалежной и взял курс на Одессу. Три лояльных Москве судна последовали за бунтовщиком и пытались его таранить. Тем не менее, «сторожевику» все-таки удалось уйти.

В 1997 году две страны все-таки договорились о разделе флота. России досталось 80% кораблей, Украине – 20%. При этом Москве пришлось пойти на аренду порта Севастополь для ЧФ. Договор заключили сроком на 20 лет, его действие заканчивалось в 2017 году. Помимо арендной платы, Россия оплачивала коммунальные и транспортные услуги, в результате чего бюджет город на 60% состоял из наших капиталовложений.

Прозападные силы на Украине неоднократно критиковали соглашение, призывая власти страны убрать российский флот из Севастополя как «угрозу суверенитету» Незалежной. В 2010 году в результате Харьковских соглашений договор аренды был продлен на 25 лет, а после воссоединения с Крымом Россия признала положения документа утратившими силу.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Черноморский флот: самые неожиданные факты