Что можно было в России только в 1990-е


Девяностые годы стали в восприятии многих наших граждан символом как свободы, так и вседозволенности. Появилось много того, чего не было в советское время: нелегальные рынки с обширным ассортиментом, игорные заведения, по телевизору можно было увидеть шоу «для взрослых», а в перерывах между ними – рекламу сигарет и алкоголя. Теперь все это осталось в прошлом.

Изобилие в палатках

В начале 1990-х в российских городах начали появляться стихийные незаконные рынки. Они начали возникать в спорткомплексах, на территориях бывших предприятий, на городских пустырях. В Москве торговля организовывалась практически в любом людном месте, даже неподалеку от Кремля.

Главными рынками в столице 90-х стали спорткомплекс «Лужники» и «Черкизовский» – печально известный Черкизон, располагавшийся на востоке города. Кроме того, незаконная торговля была организована практически у каждой станции метро. Как правило, все это находилось под «крышей» у местных криминальных структур, которым торговцы отстегивали определенную плату за покровительство.

Купить на нелегальных рынках можно было практически все: одежда, сигареты, напитки, еда, мелкая бытовая техника, поддельная косметика. Именно тогда появились челноки, которые ездили за границу закупаться недорогой одеждой и товарами, а затем возвращались и продавали все это в России. Люди с огромными, набитыми под завязку клетчатыми сумками сновали по всему городу.

Только для взрослых

В Советском Союзе, как известно, секса не было. Зато в 90-е народ принялся с лихвой наверстывать упущенное. Одним из способов окунуться в ранее запретные темы стали вечерние ток-шоу для взрослой аудитории.

Одной из таких передач была «Империя страсти». Телезрителям шоу нравилось, несмотря на откровенно глупые и нелепые задания, в выполнении которых должны были соревноваться мужчины и женщины. Игра проходила на раздевание, а сам процесс вызывал порой жгучее чувство неловкости и даже стыда за участников ток-шоу.

Не менее колоритная программа той поры – «Дрема» на ТВ-6 с Владимиром Епифанцевым и Анфисой Чеховой. Ведущие чувствовали себя максимально раскованно и не стеснялись говорить на любые темы. Они цитировали философские тексты, читали поэзию, сочетая все это с театральными сценками в антураже БДСМ. Впрочем, порой кривляния ведущих, неуклюже пытающихся изобразить страсть и вожделение, вызвав соответствующие чувства у зрителей, а также фразы в стиле «ах, какие сочные», порядком утомляли и раздражали.

Страна азарта

В 2009 году в России были запрещены игорные заведения. Исключения сделали для четырех специальных зон – Краснодарский, Приморский и Алтайский края, а также Калининградская область.

До этого игорный бизнес в нашей стране активно развивался. Первые игровые автоматы появились в СССР еще в 1988 году для иностранных туристов в Москве. Но уже спустя несколько лет казино и им подобные заведения как грибы после дождя начали появляться в других городах. И все же большая их часть, порядка 60%, была сосредоточена в столице, а также в Санкт-Петербурге.

Самыми известными московскими казино были сеть «Вулкан», «Супер Слотс», а также игорное заведение «Метелица» на Новом Арбате. Зачастую подобный бизнес в России 90-х был связан с криминальными структурами. Свои собственные казино открывали воры в законе, как правило, кавказские.

Ночная бабочка, ну кто же виноват

Еще одно исчезнувшее явление родом из 90-х – толпы путан на улицах. Ночные бабочки тогда были особами весьма наивными: шли с кем попало и куда попало, зачастую не предохранялись. Иногда нарывались на отморозков. Уличная девушка могла легко погибнуть от рук бандитов, маньяков, под колесами машин, от заболеваний или передозировки наркотиками.

В Москве главным «рабочим местом» представительниц древнейшей профессии была Тверская улица. Активно ловили клиентов девушки и на Ленинградском проспекте, а также на Садовом кольце – самых оживленных транспортных артериях столицы. Вычислить их было достаточно легко: ночные бабочки, как правило, стояли у проезжей части, были одеты в вызывающие наряды. Иногда работали по одиночке, иногда сбивались в группы. Ночных бабочек «пас» сутенер, он же забирал у девушек большую часть выручки.

Распутин, ковбои и балет

Лихие 90-е – это еще и время становления российского маркетинга. Рекламировали все, в том числе сигареты и алкоголь. Особо выделялась реклама табака: «Мальборо», «Лаки Страйк» и других. В рекламе «Мальборо» непременно демонстрировали бравых техасских ковбоев, а «Лаки Страйк» предпочитал сурового байкера – лихого бабника и сердцееда.

Реклама сигарет была не только на телевидении, но и на радио, в газетах и журналах, на рекламных вывесках по всему городу. Всем известна фотография, сделанная после штурма Белого дома пропрезидентскими силами в октябре 1993 года. На переднем плане красуется билборд с сигаретами L&M и надписью «Свидание с Америкой». А позади возвышается обугленный после пожара Белый дом. Фотография вызвала массу ироничных комментариев от интернет-пользователей.

Реклама алкоголя была не менее креативной. Тут и подмигивающий Распутин, и балет «Лебединое озеро» с пьяным балеруном.

В 2012 году реклама алкоголя и табачной продукции была запрещена на телевидении и радио, на первой и последних полосах печатных изданий, а также на рекламных щитах и растяжках.

Зарплаты в сумках

Трудовой кодекс России обязывает работодателя выплачивать зарплату только в рублях. Однако в 1990-е (в основном в столицах) было модно выдавать жалованье в долларах. Кроме того, поскольку банковских карт еще не было, всю зарплату работник получал наличными.

Те, кому выдавали жалованье рублях, вспоминали, что из-за гиперинфляции и резкого обесценивания курса «деревянного» они получали по несколько сотен, а то и миллионов рублей. Домой приносили набитые купюрами сумки и пакеты. На пике инфляции в обращении появилась купюра номиналом в 500 тысяч рублей.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что можно было в России только в 1990-е