Что помешало России в 1910 году построить первый в мире авианосец


В наши дни авианосцы, как правило, сопровождаемые группами вспомогательных кораблей, являются наиболее грозным видом военно-морского флота развитых стран мира. При этом практически никто в современном мире не знает, что первый авианосец должен был быть построен в России в далеком 1910 году.

Гениальный проект

Казалось бы, в начале двадцатого века, когда авиация только прокладывала себе дорогу в будущее, создание авианосцев не только выглядело полнейшей фантастикой, но и было технически нереализуемо. Это не так! Лев Мациевич, известный русский инженер, ставший седьмым по счету летчиком Российской Империи, опытный моряк и военно-морской инженер уже в первом десятилетии XX века думал о том, как организовать взлет и посадку самолетов с палубы кораблей. Талантливый изобретатель справедливо полагал, что появление у России первого в мире авианосца существенно поднимет ее обороноспособность. Слова не разошлись с делом.[С-BLOCK] В октябре 1909 года авиатор передал начальнику Морского Генерального штаба Российской Империи составленный им лично проект первого в мире русского авианосца. Летчик предлагал разместить на палубе корабля сразу 25 самолетов. Причем весь проект был продуман до мелочей и являлся технически реализуемым. Самое удивительное при этом состояло в том, что изобретатель оказался максимально близок к современной организации функционирования авианосцев. Его проект содержал в себе описание навесной палубы для взлета и посадки самолетов, а также электрическую разгонную лебедку с эффектом катапульты. Похожие по своей сути механизмы используются на современных кораблях. При посадке Мациевич планировал использовать тормозные сети, гасящие скорость аэроплана.

На прожекты денег нет

Каков же был ответ Морского Генерального штаба? Как и всегда в России проект создания авианосца признали крайне интересным, но выделять на его создание казенные деньги категорически отказались. Однако инженер не успокоился на этом и вынес новое революционное для своего времени предложение по созданию гидроаэропланов. Увы, этот проект постигла та же участь, а спустя год во время одного из полетов погиб сам Мициевич. На его похороны в 1910 году собралось более десяти тысяч человек, настолько талантливый авиатор и инженер был популярен в народе. Казалось бы, о создании авианосца, со смертью носителя идеи, должны были забыть. Вовсе нет! Идея буквально витала в воздухе.[С-BLOCK] Уже через полгода после смерти Мациевича пороги военного министерства начал обивать его близкий друг подполковник Михаил Канокотин. Он вторично подал начальнику Морского Генерального штаба проект по применению самолетов на флоте. Документ включал в себя доработанный проект Мициевича по созданию авианосца. Подполковник даже назвал корабль, который мог бы стать прототипом первого русского авианосца броненосец «Адмирал Лазарев». Судно было старым, но после некоторых переделок превратилось бы в отличный испытательный полигон для отработки взлетов самолетов с палубы корабля. Правда, взлетать должны были всего 10, а не 25, как предлагал в свое время Мациевич, аэропланов. Денег данный проект практически не требовал, лишь добрую волю руководства Морского Генерального штаба.

Волокита или диверсия

Как ни странно, но на этот раз дело быстро сдвинулось с мертвой точки. Морской технический комитет дал положительную рецензию на переоборудование старого броненосца в авианосец. В свою очередь известный во всем мире русский кораблестроитель Алексей Крылов безапелляционно заявил, что проект интересен и может быть реализован в кратчайшие сроки. Михаил Канокотин обрадованный благоприятным началом проекта, сел за чертежи. По его замыслу взлетать и приземляться аэропланы должны были с верхней палубы корабля. На нижней палубе броненосца расположился бы ангар, снабженный двумя лифтами для подъема и спуска самолетов. Но на создании чертежей дело и остановилось. Проект был передан для реализации в Морской Генеральный штаб, где почему-то затерялся среди прочих бумаг. Спустя всего несколько месяцев после описанных событий свой первый взлет с палубы корабля совершил американец Юджин Эли, несправедливо записанный историей в создатели первого авианосца. Что это было чиновничья глупость или диверсия, сказать сложно…

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что помешало России в 1910 году построить первый в мире авианосец