ГАЗ-16: первый летающий автомобиль в СССР


Даже сегодня многим может показаться, что этот странный автомобиль прибыл к нам прямиком из будущего. А между тем ГАЗ-16 был создан советским инженерами еще в 1960-х годах и, кроме футуристического внешнего вида, отличался тем, что мог… летать.

Скрестить автомобиль с самолетом

1960-е годы ХХ века можно смело назвать временем, устремленным в будущее. Многие мировые открытия и события тех лет порой даже нам кажутся сошедшими со страниц фантастических романов. Это и первый космический полет Юрия Гагарина, и создание Теодором Майманом первого лазера, и выпуск в Германии первых плавающих автомобилей, и появление первых высокоскоростных поездов в Японии.

Поэтому неудивительно, что именно в начале 60-х советские ученые приступили к необычной разработке - созданию летающей машины. А произошло это на знаменитом Горьковском автозаводе (ГАЗ). Руководство проектом поручили инженеру Смолину. Такой выбор был неслучаен. И дело не только в том, что Смолин являлся ведущим конструктором ГАЗа, а в том, что раньше он трудился на Казанском авиационном заводе. Поэтому кому как не ему можно было доверить создание автомобиля, летающего по воздуху, а точнее передвигающегося на воздушной подушке. В проекте приняли участие и специалисты секретного предприятия, так называемого «почтового ящика» 200, и ЦАГИ – Центрального Аэрогидродинамического института.

Первый летающий ГАЗ

Сначала испытания провели на моделях будущих автомобилей, которые были в 10 раз меньше настоящих. Из шланга, присоединенного к образцу, нагнетался воздух, и машинка зависала над поверхностью воды или суши.

В самом начале 1960-х годов первый автомобиль ГАЗ-16 в натуральную величину был готов. Кузов машины имел обтекаемую форму, а кабина напоминала своеобразный прозрачный колпак. Длина аппарата составляла 7 с половиной метров, ширина – 3,6 метра, а вес - 2 тонны 125 килограммов. Автомобиль, как и любой самолет, был снабжен шасси. Впереди и сзади располагались мощные вентиляторы, посредством которых и образовывалась воздушная подушка. А с помощью закрепленных вертикально винтов осуществлялось управление машиной. Максимальная скорость полета равнялась 40 км/ч.

Слишком много недостатков

Однако нельзя сказать, что первые испытания прошли удачно. При прохождении прямого коридора шириной в 12 метров, ограниченного флажками, ГАЗ-12 сходил с курса. Понятно, что с траекторией в виде змейки машина справилась еще хуже.

Воздушная подушка ГАЗ-16 отличалась совсем небольшой высотой - всего 150 мм. Поэтому автомобиль мог передвигаться преимущественно над ровной поверхностью. При полетах над водой вокруг корпуса образовывались сильнее брызги, что затрудняло водителю обзор и управление.

Но надо отдать должное советским конструкторам: долгое время они продолжали работать и все более совершенствовать свой автомобиль. Однако вскоре проект закрыли, посчитав, что летающий ГАЗ вылетает государству в копеечку. Да и подобного рода машины с их низкой скоростью и маневренностью тогда, несомненно, еще не могли конкурировать с обыкновенными авто на колесах.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ГАЗ-16: первый летающий автомобиль в СССР