Иоанн Русский: как русский казак стал самым почитаемым святым в Греции


Пленный казак показал невероятную стойкость и получил за это невероятный почет и христиан, и мусульман.

Как началась история Иоанна Руссокого?

Иоанн родился около 1690 года в Русском царстве на территории Войска запорожского. Эти земли на тот момент имели значительную автономию, казаки обладали значительными преимуществами среди остального населения. В 1710 году начинается Русско-Турецкая война, Иоанна рекрутируют в армию Петра I. Считается, что Иоанн Русский попал в плен к туркам во время Прутского похода, когда армия, возглавляемая графом Шереметьевым, попадает в безвыходное положение у побережья Черного моря. Россия проигрывает войну Турции: не все пленные возвращаются назад, часть из них остается на территории Османской империи и становится рабами.

Как он жил в плену?

Иоанна и других пленных солдат продают в рабство в Константинополе, их отправляют в селение Ургюп (греческий вариант — Прокопи), находящееся в Малой Азии. Русских невольников в Угрюпе пытаются обратить в ислам. Сначала им предлагают равные условия жизни с мусульманами, тех, кто не идет на это подвергают пыткам. Многие отрекаются от христианства, однако Иоанн выдерживает.

Оскорблениям и пыткам его подвергают и дальше, Иоанну достается самая тяжелая и грязная работа. Не смотря на это он продолжает верить в Христа, кроме того, выполняет всю работу с усердием. Со временем хозяин и его окружение меняют к нему отношение и даже предлагают свободу. Твердость и преданность традициям восхищают окружающих. 27 мая 1730 года Иоанн Русский скончался, продолжая находиться в турецком плену.

Действительно ли Ионна Русского почитают в наши дни?

В интервью порталу «Правмир» настоятель храма Иоанна Русского в Эвбее протопресвитер Иоанн Вернезос рассказал о том, что греки почитают святого, прежде всего, из-за выбора исповеднического пути. По его словам, хозяином солдат, проданных в рабство, был турецкий военноначальник, когда пленные прибыли в Ургюп, он сообщил Иоанну о выборе: либо принятие ислама, либо смерть. Подобный выбор выявляет великих святых, считает протопресвитер Иоанн Вернезос. Он приводит слова Иоанна своему хозяину: «я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».

Иоанна не убили, а отправили в хлев заниматься самой грязной работой, уточняет священнослужитель. Над пленником издевались и оскорбляли, избивали палками, апогеем жестокости новых господ можно считать пытку раскаленной медью. Протопресвитер рассказывает о подробностях этого жуткого испытания: поработители Иоанна разогрели на огне медную тарелку, клещами поднесли ее к голове беспомощного раба и прожгли ему кожу до самого черепа. На это Иоанн ответил своим мучителям: «вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа».

Из противостояния с рабовладельцем Иоанн вышел победителем. Стойкость русского казака пересилила турецкую жестокость. Хозяин и жители города начинают с уважением относиться к рабу из-за его праведного образа жизни. Иоанн выполняет поручения, а ночью посещает местную церковь для причастия. Протопресвитер Иоанн Вернезос рассказал и о первом чуде, которое случилось еще при жизни святого. Военноначальник отправился в паломничество, в Мекке он неожиданно обнаружил в доме, где остановился чашу с пловом. Незадолго до этого в Ургюпе хозяйка раздавала плов окружению, предложили его и Иоанну, который сообщил, что не будет есть, а переправит плов в Мекку. Протопресвитер считает, что это чудо сравнимо по величию с чудесами Ветхого Завета. Когда Иоанн умер, хозяин призвал христиан за телом, а в знак почтения приказал обернуть его в самый дорогой свой ковер. Святого предали земле по православному ритуалу.

Как мощи святого оказались в Греции?

Могила Иоанна Русского стала местом паломничества для всех, кто жил в окрестностях Угрюпа, она осталось невредимой даже во времена египетского вторжения. Спустя века, в начале XX века в Греции к власти приходят политики, мечтающие о реставрации Византийской империи, в 1919 году они начинают Вторую греко-турецкую войну. Благодаря помощи большевиков (как считают многие эксперты) Турция выигрывает, начинается принудительный обмен населением между странами. Тогда это считали необходимым для приведения этнического состава государств в однородное состояние. Христианское население Ургюпа перебралось на остров Эвбея, с собой они привезли и мощи Иоанна Русского, оставив их в небольшой церкви, на месте которой через двадцать лет был построен большой храм.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Иоанн Русский: как русский казак стал самым почитаемым святым в Греции