История жутких памятников транзи, изображающих разлагающиеся трупы


С древних времен люди старались оказать почести умершим и увековечить их в памятниках. Каменные валуны, курганы, пирамиды, усыпальницы, родовые склепы ― все это памятники смерти. Но есть в истории особые надгробия ― транзи. Они представляли собой разлагающийся труп с торчащими наружу внутренностями, обтянутый остатками кожи, иногда изъеденный червями или покрытый змеями и жабами. Откуда же взялись эти жуткие памятники?


Самое известное надгробие транзи

Первые памятники транзи появились в конце XIV века, но особенно они стали популярны в XV-XVI веках. Один из самых известных памятников ― надгробие принца Рене де Шалона. Рене де Шалон правил Зеландией и Голландией, принц погиб в 1544 году во время войны. После смерти он оставил необычное завещание ― через три года достать его тело из могилы и сделать с него надгробие. Супруга исполнила его последнюю волю и заказала памятник у скульптора Лижье Ришье.

Ришье был талантлив и, видимо, был хорошо знаком с анатомией, так как надгробие получилось очень реалистичным. Памятник установили над могилой Рене де Шалона. В поднятой руке он держал свое иссохшее сердце, которое положили в специальный ларец. Правда, в конце XVIII века ларец украли, и позже сердце заменили на гипсовое.

Каков был посыл Ришье, неизвестно до сих пор: то ли принц протягивает свое сердце жене, то ли богу. Одно несомненно — скульптура получилась устрашающей.

Переход от жизни к смерти

Начиная с XIV века подобные скульптуры были популярны по всей Европе. Единственное, в разных странах у них были свои особенности. Так, англичане изображали просто иссохшие тела, в Германии и Австрии изваяния покрывали жабы и змеи. Во Франции было даже несколько видов надгробий: тела, изъеденные червями, фигуры, закутанные в саван, а позже появился еще один тип ― скульптуры, которые изображали нагого человека всего лишь через несколько часов после смерти.

Эти ужасные памятники получили название transi de vie, что с французского переводится «переход от жизни». И, кажется, что скульпторы действительно пытались запечатлеть этот переход от жизни к смерти. Но есть и другие теории: надгробия с невероятно детализацией изображали то, что происходит с умершим человеком. Согласно еще одной версии, жуткие памятники могли выполнять функцию memento mori (с латинского «помни о смерти»), то есть должны были напоминать людям о том, что смерть неизбежна.

Вдохновленные самой смертью Картина «Триумф смерти», Питер Брейгель Старший, 1562 г.

Но для того, чтобы понять эту, казалось бы, жуткую идею, нужно вспомнить ту эпоху, в которую появилась мода на транзи. В XIV-XV веках смерть была близка каждому жителю Европы: постоянные войны, эпидемии, голод ― все эти события погубили примерно половину населения Европы. Так что смерть действительно была неизбежна, перед ней никто не мог устоять: ни короли, ни епископы, ни солдаты, ни обычные крестьяне. Поэтому жуткие памятники в виде разлагающихся трупов совершенно никого не пугали, ведь к тому, что смерть была рядом, привыкли абсолютно все.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История жутких памятников транзи, изображающих разлагающиеся трупы