Иван Батов: как крепостной стал «русским Страдивари»


Иван Андреевич Батов был сыном крепостных. Однако, несмотря на свое происхождение, он сумел не только получить свободу, но и обзавестись громким прозвищем «русский Страдивари». И все благодаря невероятному таланту.

Шереметьевы ищут таланты

В то время многие состоятельные помещики организовывали собственные театры и оркестры. Выступали на сцене и играли на музыкальных инструментах, как правило, крепостные крестьяне. Хозяева специально для этих целей выбирали их из их числа наиболее одаренных. Иногда крепостных, подающие особенно большие надежды, даже направляли учиться тому или иному ремеслу или искусству.

Так поступали и Шереметьевы. Именно благодаря им миру было подарено большое количество певцов, педагогов, художников и других талантливых людей. Например, Степан Дегтярев, который будучи крепостным, ездил на обучение в Италию, а после прославился как выдающийся композитор и дирижер. А другого крепостного Шереметьевых Ивана Андреевича Батова даже современники называли «русским Страдивари».

Иван едет в Москву

Иван Батов появился на свет в 1767 году. Родители его были крепостными, и, по всей видимости, мальчика ожидала та же участь. Отец потихоньку обучал подрастающего сына различным нехитрым ремеслам, конечно, не ведая о том, что для Вани уготована совсем другая судьба.

Однажды граф Николай Петрович Шереметьев в очередной раз озаботился поиском новых талантов среди своих крепостных. На этот раз он искал того, кто желал бы обучаться изготовлению музыкальных инструментов. Конечно, среди откликнувшихся производился определенный отбор, и 17-летний Иван Батов этот отбор прошел.

Шереметьев отослал Ивана в Москву к мастеру Василию Владимирову. Новый ученик оказался не только смышленым, но и проявлял необыкновенное рвение и усердие в труде, а также обладал и определенным талантом.

Свобода и слава

Через несколько лет Иван вернулся в имение. Теперь в его обязанности входили изготовление и починка инструментов для крепостного оркестра Шереметьевых. Однако граф не хотел, чтобы Батов останавливался на достигнутом, и вскоре взял его с собой в Петербург. Там он снова устроил одаренного крепостного на обучение, но уже к другому мастеру Гауку.

Через 9 лет уже опытный в искусстве изготовления инструментов Иван Андреевич Батов подарил скрипку собственной работы самому императору Александру I. Царь остался подарком очень доволен и взамен передал Батову 2 тысячи рублей.

А однажды Иван сделал столь великолепную виолончель, что, по предположениям некоторых историков, именно за нее он и получил в 1822 году вольную от Шереметьева. Причем, не только для себя, но и для остальных членов своей семьи.[С-BLOCK]

Слава о «русском Страдивари» к тому времени уже распространилась не только по всей России, но и за ее пределами. Многие знаменитые русские и заграничные музыканты тех лет приобретали инструменты именно у Батова. Говорят, что масштаб всеобщего признания можно оценить по количеству подделок того или иного мастера. Так вот тогда многие нерадивые ремесленники для того, чтобы подороже продать инструменты, выдавали их за дело Батовских рук.

Иван Андреевич Батов скончался в возрасте 74 лет. Но его произведения живы и поныне. К счастью, некоторые музыкальные инструменты, изготовленные «русским Страдивари», дошли до наших дней и сегодня хранятся в лучших музеях России.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Иван Батов: как крепостной стал «русским Страдивари»