Как безоружный Миклухо-Маклай убедил каннибалов Новой Гвинеи не убивать его


Папуасы Новой Гвинеи отличались крайним недружелюбием по отношению к прибывающим на их остров иноземцам. По этой причине мореплаватели предпочитали не приближаться без крайней нужды к берегам, где их ждали враждебно настроенные аборигены. Поэтому, когда Миклухо-Маклай в 1871 году высадился на Новой Гвинее, сопровождать его отважились всего двое смельчаков: никто не хотел быть убитым и съеденным.

Выдающийся русский антрополог, этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888) детство и юность провел в Петербурге. Еще с молодости он питал интерес к естественным наукам и уже в юном возрасте совершил свое первое путешествие на Канарские острова и в Марокко в качестве научного ассистента. От узкоспециализированных вопросов изучения животного мира Николай Николаевич вскоре перешел к вопросам антропологии и влияния среды на образ жизни людей. А в 1870 году, в возрасте 24-х лет, он отправился на военном корабле «Витязь» к берегам Новой Гвинеи.

Высадка произошла 20 сентября 1871 года на северо-восточном берегу острова, недалеко от селения Бонгу. Николая Николаевича сопровождали только охотник-китобой из Швеции Ульсен и полинезийский юноша Бой, а корабль «Витязь» отправился в дальнейшее плавание. Предусмотрительный Миклухо-Маклай взял с собой много подарков — полезных в хозяйстве вещей, которым были очень рады папуасы. Но встреченные им в первый день туземцы, которые обитали на берегу, были довольно добродушными и хорошо приняли иноземцев.

А вот деревня Горенду, которая располагалась дальше от берега, в глубине леса, славилась своими воинственными обитателями, которые не церемонились с приезжими. Поскольку Миклухо-Маклай планировал провести на острове Новая Гвинея продолжительное время и изучить его коренных жителей, то рано или поздно ему пришлось знакомиться с туземцами из Горенду. Его спутники предпочли не отправляться в гости к людоедам, и русский путешественник пошел в деревню один. Он долго думал, брать с собой револьвер или нет. Но в итоге решил взять только ценные подарки, надеясь расположить к себе каннибалов.

Как и предполагал Миклухо-Маклай, туземцы встретили его очень агрессивно. Над его головой свистели стрелы, перед лицом мелькали копья, а к горлу не раз прикладывали острый нож. В этой ситуации великий путешественник не растерялся, спокойно сел на землю, развязал шнурки, снял ботинки и ... лег спать. Сначала он делал вид, что спит, а потом и на самом деле заснул.

Проснувшись, Николай Николаевич обнаружил примерно то, что и ожидал после своей великолепной уловки. Воинственные людоеды почтенно сидели вокруг него и не выказывали ни малейших признаков агрессии. Тогда Миклухо-Маклай спокойно надел ботинки и ушел обратно на берег, где у него стояла хижина.

Обескураженные островитяне решили, что Миклухо-Маклай бессмертен, раз он не боится быть убитым, а потому обладает божественной сущностью. То же самое повторялось и при встрече с другими племенами острова Новая Гвинея: аборигены бряцали оружием, а Миклухо-Маклай выказывал полнейшее равнодушие к угрозам и делал вид, будто ничего не происходит. Подобным поведением он вскоре убедил всех в своем бесстрашии и бессмертии, а также завоевал расположение папуасов, которые стали звать его «лунный человек». Место, где находилась хижина ученого, получило название Берег Маклая.

Николай Николаевич жил и работал на Новой Гвинее до декабря 1872 года, пока зашедший в бухту Астролябия корабль «Изумруд» не забрал его с острова. Дружелюбные туземцы с грустью проводили дорогого гостя на корабль.

Прославленный путешественник Миклухо-Маклай посетил еще не один регион Юго-Восточной Азии и Океании, а написанные им труды о жизни местного населения стали настоящим прорывом в изучении антропологии и этнографии коренных жителей этих территорий. При поездках в Россию Николай Николаевич даже уговаривал царя Александра III основать русское поселение на берегах Новой Гвинеи. По некоторым данным, царь был не против, но специальная комиссия, которой был передан проект, не поддержала эту идею.

Николай Николаевич женился на австралийке Маргарет Робертсон, и у них родилось двое сыновей. Он скончался в 1888 году в России после продолжительной болезни, а все свои труды, собранные коллекции, дневники и записи великий путешественник завещал русской науке. Все его исследования сводятся к одной ключевой мысли: аборигены и белые люди ни чем не отличаются друг от друга. Он не уставал повторять, что все люди на планете имеют одинаковые права и свободы, а расизм — это проявление невежества и агрессии.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как безоружный Миклухо-Маклай убедил каннибалов Новой Гвинеи не убивать его