Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории


Люди средневековой Европы были невероятно преданы своим собакам. Один великий французский любитель собак заявил, что самым большим недостатком животных было то, что они «жили недостаточно долго».

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории

Фрагмент гобелена из серии «Охота на единорога», 1495-1505 годы Борзой может быть любая

Позднее Средневековье было одним из самых «собачьих» периодов в истории человечества. Охота, безусловно, была популярным развлечением среди аристократов, которые держали собак не просто как домашних животных. Крестьяне использовали их для защиты жилища и выпаса скота. Из уст в уста передавались легенды о собачьих верности и уме. Великий герцог Берри лично посетил собаку, которая отказалась покинуть могилу своего хозяина, и дал достаточную сумму денег, чтобы пес ни в чем не нуждался до конца жизни. Правда, был существенный минус увлечения собаками — бешенство. От укуса больной собаки использовали множество средств, начиная от козьей печени и заканчивая морскими купаниями. Аристократами средневекового собачьего дома были борзые и гончие, способные охотится по запаху жертвы. Под борзыми в то время подразумевали все что угодно: от ирландского волкодава до маленькой итальянской борзой. И это заставляет немало потрудиться специалистов по генеалогии собак. Борзая, любимый дар принцев, была обычным героем средневековых историй о собаках. Писатель XIV века утверждал, что борзая должна быть вежливой и не слишком свирепой, слушаться своего хозяина-рыцаря, быть радостной и доброй. Дама рыцаря имела обыкновение заводить комнатных собачек. Их изображения часто встречаются на могилах, украшенных ошейником и маленькими колокольчиками.

Комнатные собачки

Комнатные собачки, как и модная одежда, вызывали гнев средневековых моралистов. Один критик XVI века писал, что их заводят для удовлетворения «распутных женских желаний». Он осудил это, назвав собачек «орудием безумия». Он писал: «Этих миниатюрных щенков куртизанки и любовницы прижимали к груди, укладываясь в постель, целовали в мордочку, кормили за столом мясом. Некоторые из них радовались неразумным собачкам больше, чем детям, способным к мудрости». Но особое возмущение у сурового ментора вызывал тот факт, что собака всегда предупреждала веселым лаем свою хозяйку и ее любовника о приближении мужа...

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории

Фрагмент миниатюры «Январь», 1412-16 годы. Братья Лимбург

На кого были похожи «игрушечные» комнатные собачки? Некоторые из них напоминали мопсов, но с более длинными носами. Более были распространены гладкошерстные. Уши могли быть короткими или висячими, а хвосты — длинными. На многих надгробиях изображены собаки более крупных размеров, чем комнатные. Возможно, гончие. Примечательной является могила Черного Принца в Кентерберийском соборе: не только покойный, но и собачки Якке и Терри серьезно смотрят на нас сквозь века. В книгах по этикету XV века подчеркивали, что непозволительно собакам под столом хозяев драться из-за косточки. Дурной манерой считалось гладить кошку или собаку во время обеда. Слуг могли наказать за то, что гончая уютно расположилась на хозяйской постели. Но спаниели и борзые продолжали это делать, доказывая что у собак тоже есть хороший вкус.

Собаки на службе у человека

В книге «Роскошный часослов герцога Беррийского» есть миниатюра братьев Лимбург, на которой изображены две маленькие собачки, расположившиеся прямо на столе во время герцогского пира, в то время как перед хозяином слуга кормит ожидающую борзую.

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории

Иллюстрация из книги «Книги об охоте»,1406–07 годы

Герцог был большим любителем животных и держал огромную псарню. В те более простые времена люди путешествовали с собаками, не вызывая никаких возражений и не испытывая затруднений: у добросердечной настоятельницы Чосера были свои комнатные собачки, а у его монаха — борзые. Наши предки даже приводили своих собак в церковь, против чего власти энергично возражали, но, судя по источникам, не очень эффективно. Одним из самых характерных является монашеский устав XV века против собак и щенков, которые «часто мешают службе своим лаем, а иногда и рвут церковные книги». Однако собака могла сама заработать себе на пропитание. В обществе, где не было полиции, но было полно преступников, сторожевой пес занимал важное место. Днем его запирали, чтобы он хорошо выспался, ночью выпускали на стражу. Сторожевые собаки были огромны. Часто для такой службы выбирали мастифов или алаунтов. Алаунты испанского происхождения были большими животными, напоминающими борзых, но тяжелее, — с грубыми головами, короткими мордами и острыми ушами (возможно, обрезанными). Они были разных цветов, чаще белые с черными пятнами у ушей. Их использовали для охоты, охраны жилища и выпаса скота. Они были настолько сильными, что могли удержать сбежавшего быка. Их свирепость вошла в легенды.

Терьеры прекрасно охотились на лис. Спаниели, особенно испанские, были незаменимы при соколиной охоте. Причем они отличались от современных представителей породы: были крупнее, ноги их были длиннее, а носы острее.

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории

Миниатюра «Охотничья трапеза» из «Книги об охоте», 1406–07 годы

Писатель елизаветинской эпохи Эдвард Топселл в своих произведениях описывал собаку, предка современного пуделя, использовавшуюся для охоты на выдр. Похожих собак на своих гравюрах изображал Дюрер.Карл I Орлеанский посвящал своему спаниелю стихи. А выдающийся собаковод XIV века Гастон Феб, автор лучшей средневековой охотничьей книги, описывал спаниелей как верных, ласковых и любящих играть хвостом перед своим хозяином. Но прежде чем вы захотите взять на прогулку спаниеля, предупреждал он, убедитесь, что вашему спокойствию не помешают куры, гуси или лошади, случайно встретившиеся по пути.

Как ухаживали за собаками

За борзыми превосходно ухаживали. Стандарты содержания питомника были описаны Гастоном Фебом. Тогда предполагалось, что конура, в которой спят собаки, должна быть построена из дерева на расстоянии фута от земли, с чердаком для большей прохлады летом и тепла зимой, а также с трубой, чтобы согревать обитателей, когда им холодно или сыро. Она должна была располагаться на солнечном дворе, на котором гончие могли бы свободно играть и перемещаться туда, где им нравится.

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории

Миниатюра «Псарня» из «Книги об охоте», 1406–07 годы

Собак следовало выводить на прогулку один или два раза в день и позволять им бегать и играть «в прекрасном саду на солнце», отводить туда, где они могут поесть траву. Конуру нужно было чистить каждое утро, а солому на полу обновлять. Собакам следовало давать свежую воду два раза в день и каждое утро чистить их. Основным продуктом питания собак являлся хлеб из отрубей и дичь, убитая пойманная специально для них. Больных псов сажали на специальную диету: бульон из бобов, протертое мясо, козье молоко. Прислуживал собакам специальный мальчик. Он следил за чистотой, предотвращал драки, готовил к спариванию. Особенности дрессировки охотничьих собак являлись тайной за семью печатями. И передавались устно от учителя к ученику.

Гастон Феб советовал не быть с собакой многословным, но говорить только то, что хочешь получить от нее. Причем делать это ласково. «Клянусь Богом, — писал он, — я разговариваю со своими собаками, как с человеком... и они понимают меня и делают то, что я хочу, лучше, чем кто-либо из моих домашних, но я не думаю, что кто-то другой может заставить их делать то, что делаю я, и, возможно, никто не сделает этого больше, когда я умру». Самыми популярными именами были Бомонт, Латимер, Принц и Сарацин. Герцог Орлеанский настолько любил своих собак, что иногда даже служил для них мессу.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как преданы своим собакам были средневековые люди: самый «собачий» период в истории