Какой была судьба угонщиков советских военных самолетов на Запад


Человеку всегда кажется, что лучше там, где его нет. Во времена существования СССР, многие граждане социалистического лагеря, пытались нелегально перебраться на Запад. Кого-то из них встречали тепло, кого-то прохладно, но больше всех ценились угонщики военных самолетов. Для них воздушные ворота Запада были открыты всегда…

В эмиграцию на боевом истребителе

Несмотря на декларируемые на Западе ценности демократии, далеко не все перебежчики принимались одинаково хорошо. Особенно это касалось угонщиков воздушных судов. В том случае если похищался гражданский авиалайнер, таким перебежчикам никто рад не был. Их даже могли вернуть обратно. Иное дело военные самолеты. Учитывая, что в советское время отечественная авиационная техника являлась лучшей в мире, за ее новейшими образцами велась самая настоящая охота. В том случае, если пилот, изменив родине, доставлял боевую машину на Запад, его готовы были носить на руках. Особенно ценились истребители семейства Су и МиГ. При этом надо отдать должное советским летчикам, предатели среди них встречались крайне редко. В основном, прихватив с собой боевую машину, из социалистического лагеря бежали представители стран Восточной Европы. Венгры перебирались в Австрию и Италию на советских МиГ-15 и МиГ-21, а поляки на этих же самолетах норовили удрать в Швецию. Встречались случаи перехода на сторону потенциального противника вместе со своими самолетами у пилотов ГДР и Румынии. Не лучше выглядели пилоты союзных стран: КНДР, Афганистана, Ливии, Сирии и Кубы. Причем угоны военных воздушных судов происходили и после распада СССР. Последний подобный случай произошел в январе 2013 года, когда пилот Сирии перелетел в Турцию на МиГ-23. При этом необходимо отметить, что принимающую сторону порой интересовали даже не столько технические новшества самолетов, сколько система «свой-чужой», чьи коды регулярно менялись.

Судьба предателя

Самое интересное, что судьба большинства пилотов-перебежчиков после побега из СССР оказывалась крайне туманной. Чаще всего они просто бесследно исчезали в недрах западных спецслужб. В 1961 году один из советских летчиков на Су-9 сбежал в Иранский Абадан. Его самолет тут же окружили сотрудники разведки США. Истребитель в течение суток разобрали на части и в таком виде отправили за океан. За ним, после беседы с офицерами отдела иностранных технологий МО США, последовал и пилот. Больше о нем никто ничего не слышал. Аналогичная судьба постигла Александра Зуева в 1989 году сбежавшего на МиГ-29 в турецкий Трабзон. Хотя самолет, по жесткому требованию СССР вернули, летчик получил политическое убежище в США, где вскоре погиб в авиакатастрофе.

Горе-техник

В то же время самым удивительным угоном самолета за рубеж можно назвать случай, произошедший 27 мая 1973 года с 23-летним Евгением Вронским. Дело в том, угонщиками военных самолетов обычно являются их собственные пилоты. Что, в общем-то, логично. Но в данном случае все обстояло совершенно иначе. Евгений Вронский служил военным техником по обслуживанию истребителей, но сам на них никогда не летал. Тем не менее, желание оказаться за кордоном у молодого человека было настолько велико, что он решился на угон Су-7Б. Хитрый техник попросил своего приятеля дать ему потренироваться на летном тренажере. Получив простейшие навыки управления истребителем Вронский, проник в боевую машину, завел турбины и пошел на взлет. Сотрудники аэродрома были в шоке. Истребитель неровными рывками проехал по взлетно-посадочной полосе, взлетел и стал набирать высоту, даже не убрав шасси. Любому было понятно: за штурвалом дилетант. При этом тот факт, что механик, впервые севший в кабину пилота, сумел взлететь, уже выглядит как чудо. Направился угонщик в сторону Берлина, благо тот находился прямо по курсу самолета. Однако командование ВВС не собиралось отпускать в руки потенциального противника очередную боевую машину. На перехват поднялось 32 истребителя с территории ГДР. Но беглец каким-то чудом сумел все-таки проскочить сквозь них. При этом Вронский понимал, что приземлиться он не сможет и катапультировался над территорией ФРГ. Приземление прошло удачно. Технику-предателю предоставили политическое убежище, но дальше его следы теряются…

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Какой была судьба угонщиков советских военных самолетов на Запад