«Караульный»: канал-агрегатор или канал-агитатор?


Совокупная аудитория десяти крупнейших российских анонимных Telegram-каналов в начале 2018 года превысила полмиллиона человек. При этом по последним данным компании «Медиалогия» за январь, растёт и упоминаемость этих блогов в СМИ – число сообщений со ссылками на них уже перевалило за полторы тысячи.

Большинство анонимов достаточно крепко держится и в общих рейтингах каналов. В числе лидеров всем известные «Super», «112», «Незыгарь» и «Методичка». Их «бизнес-модель» проста – автор или авторы обладают какой-то эксклюзивной информацией, которой они делятся с подписчиками и которую активно обсуждают – с целью или без неё.

Такие «инсайды», как правило, содержат политическую или общественно-значимую информацию и способны формировать повестку дня. Поэтому совсем не удивительно, что даже западные СМИ, в частности Suddeutsche Zeitung, начали писать, что анонимные блоги в Telegram стали управлять российской политикой.

Но есть среди каналов и место для новаторов, которые распространяют не свою, а чужую информацию. Ярчайший пример – блог «Караульный», который претендует на звание главного телеграм-агрегатора.

Кто караулит?

«Караульный» - нетипичный анонимный канал во многих смыслах. Во-первых, львиная доля его контента состоит из репостов записей других сообществ. Это, несомненно, оказывает не меньшее влияние на формирование повестки, однако при этом ответственность каждого из участников цепочки – от автора до платформы, где его пост публикуется – нивелируется.

Во-вторых, анонминым каналом «Караульного» можно считать лишь отчасти. И дело здесь даже не в том, что его деятельность – по большей части размещение чужих записей, а в том, что его автор охотно даёт интервью и комментарии в СМИ. А значит, имя основателя остаётся неизвестным только для широкого круга пользователей, тогда как телеграм-тусовка и журналисты, вероятно, о личности тех людей, которые стоят за агрегатором, осведомлены хорошо. И в результате подробности о них отчасти становятся достоянием общественности.

Вот лишь несколько фактов, которые читатели могут узнать о «Караульном» из недавнего интервью редакции блога телеканалу «360 градусов»: проект был создан одним основателем как нечто среднее между «сборкой» для себя и информацией с пометкой «это будет интересно другим»; в общей сложности канал ведут семь человек – среди них журналисты, медиатехнологи, силовики и чиновники; члены редакции – достаточно обеспеченные люди, поэтому они могут позволить себе делать большинство репостов бесплатно и не думать о продаже канала.

Кстати, сообщения о попытках купить «Караульного» появлялись неоднократно. В частности, говорилось о сделке с «Роснефтью» на сумму 10 миллионов. Однако подобная информация администраторами блога опровергается. Как пояснила редакция в интервью, речь о продаже канала не идёт, поскольку его творцы не хотят, чтобы «их хрустальным бокалом люди начали забивать гвозди».

Что караулит?

Шестидесятитысячную аудиторию «Караульного» сегодня составляют студенты, офисные менеджеры и менеджеры рангом повыше, чиновники, силовики. Канал также стал важен для журналистов, поскольку в нём публикуется немало региональной информации – и делается это максимально оперативно.

Всего «Караульным» мониторится 500 источников – именно столько составляет максимально возможное число подписок на каналы. Посты из них выбираются, что называется, на злобу дня. И единственным мерилом здесь является значимость информации.

Яркий пример – пожар в Кемерово. До того, как стали понятны масштабы трагедии, контент блога пестрил как сообщениями о не менее важных событиях в Волоколамске, так и постами о футболе. Были здесь даже записи с шутками. Однако к вечеру 25 марта повестка канала была полностью посвящена ситуации в торговом центре «Зимняя вишня» - чего не скажешь, например, о федеральных телеканалах.

Вместе с тем иногда «Караульный» не только делает репосты, но и высказывает собственное мнение. По признанию редакции, делается это в нескольких случаях: если у коллектива есть свой «инсайд» или если осведомлённость его о проблеме находится на уровень выше остальных, если нужно осветить проблему читателя или, наконец, если коллеги откровенно перевирают информацию о событии.

Так что в конечном счёте позицию «Караульного» понять просто, и он сам ясно сформулировал её в своём комментарии для RT: «Покажите людям, что правда эффективнее лжи. Дайте им уверенность в этом. Без этого торговые центры будут гореть, лодки тонуть, а в домах взрываться газ».

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Караульный»: канал-агрегатор или канал-агитатор?