Когти собаки-альбиноса: как сиднейцы принимали новый оперный театр


До середины XX века в Сиднее оперного театра не было. Местные власти, объявившие о конкурсе проектов, хотели построить не просто храм искусств, а новый символ города — активного, развивающегося, современного. Поэтому среди 233 проектов выбрали предложение молодого датского архитектора Йорна Утсона. Реакция местных жителей была крайне неоднозначной: «Какая-то морская тварь вылезла на берег и сдохла».


Девять играющих в футбол монашек

С чем только сиднейцы ни сравнивали здание театра: и с когтями собаки-альбиноса, и с монашками, играющими в футбол. Играя образами и хихикая, они забывали о том, каких трудов стоило построить его. Наиболее сложной задачей при проектировании было разместить строение на небольшом мысе Беннелонг, выделенном городом. При подготовке площадки пришлось забить в дно 580 бетонных свай. В техническом задании значилось два зала на 3000 и 1200 мест, но власти города уже после начала строительства попросили архитектора добавить еще концертных помещений, что повлекло за собой необходимость укреплять фундамент.

Когти собаки-альбиноса: как сиднейцы принимали новый оперный театр

Пытаясь сделать проект легким и похожим на корабль с парусами, зашедший в бухту, Утсон сделал акцент на крыше. На большинстве фотографий она кажется белой, но на самом деле ее покрывают два вида традиционной португальской плитки азулежу. В отличие от классического голубо-белого азулежу, эти изразцы сделаны на заказ, они двух видов: глянцевые и матовые. За счет чередования текстур и глазурованной поверхности на цвет около миллиона плиток влияют солнце и облака, заставляю крышу переливаться перламутром. Общая площадь всей поверхности крыши — более полутора гектаров.

Когти собаки-альбиноса: как сиднейцы принимали новый оперный театр

Восьмое чудо света

Возведение такой сложной конструкции тянулось 14 лет, хотя по проекту должно было занять 4 года. С 1966 года работы велись уже без участия архитектора: его отношения с властями испортились, и Утсон покинул проект. Спроектированный им театр он так и не увидел до конца своей жизни.

Когти собаки-альбиноса: как сиднейцы принимали новый оперный театр

Тем не менее в 1973 году исполнением оперы Прокофьева «Война и мир» первый театральный сезон был открыт. Для посетителей были доступны шесть залов, где нашлось место как классическим, так и авангардным представлениям. И внутри театра много интересного: например, самый большой в мире гобелен-занавес и один из самых больших органов на 10 тысяч труб.

В 2003 Йорну Утсону вручили за проект театра почетную Прицкеровскую премию, здание внесли в список наследия ЮНЕСКО, а туристы и сами сиднейцы уже не представляют город без переливающихся огромных раковин. Сиднейский оперный театр участвовал в конкурсе на звание «Восьмое чудо света» и вошел в число финалистов. Этому событию посвящена единственная в мире опера — «Восьмое чудо», которую и сегодня еще в репертуаре театра.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Когти собаки-альбиноса: как сиднейцы принимали новый оперный театр