Крымский мост: самые важные факты


Мост, соединивший Крым с материковой Россией – один из самых грандиозных проектов в истории современной России. Многие уверены в его экономической целесообразности и геополитической значимости. Но кое-кто настроен скептически.

В ожидании бума

Идея моста в Крым появилась сразу после вхождения полуострова в состав России. Строительство началось в феврале 2016 года, а чуть более чем через два года по нему было пущено автомобильное движение. На конец 2019 года намечены сроки запуска железнодорожного сообщения межу Таманским и Крымским полуостровом.

Крымский мост длиной 19 километров самый протяженный в Европе – автомобилисты преодолевают его за 10 минут. Пропускная способность моста примерно 40 тысяч машин в сутки. Уже в день открытия моста, 16 мая 2018 года, к полудню его пересекло около 5 тысяч автомобилей.[С-BLOCK]

Общая стоимость проекта, деньги на который выделялись из федерального бюджета, оценивается в 228 млрд. рублей: на один километр моста в среднем потрачено чуть более 17 млрд. рублей. Впрочем, аналитики рассчитывают, что вложенные в мост средства будут постепенно окупаться после того как осенью 2018 года пустят грузовое сообщение.

Ожидается, что активный трафик грузоперевозок значительно усилит конкуренцию и упросит логистику на крымском сегменте рынка. Бывший сотрудник корпорации «развития Республики Крым» Леонид Дегтярев полагает, что при этом строительные товары и горюче-смазочные материалы вряд ли подешевеют, однако станут гораздо доступнее в объемах. А вот на крымские фрукты и прочие потребительские товары цены упадут, уверены многие эксперты.[С-BLOCK]

Глава Республики Крым Сергея Аксенов считает, что Крымский мост в первую очередь повлияет на налаживание экономических связей между Крымом и Краснодарским краем. Он рассчитывает, что за год по мосту будет перевозиться до 13 млн. тонн грузов.

С конца 2019 года, когда по мосту будет открыто железнодорожное сообщение, в Крыму ожидают увеличение туристического потока. По предварительным прогнозам он вырастет до 15 млн. человек в год, что в три раза больше нынешних цифр. Уже к началу летнего сезона 2018 года крымские власти запланировали открыть 50 новых пляжей. Не секрет, что около 20% экономики Крыма составляет именно туристическая сфера.

Открытие Крымского моста принесет несомненные выгоды и самим крымчанам, особенно тем, кто хочет посетить материковую Россию. Ведь в разгар туристического сезона цены на самолет доходят до 30 тысяч рублей, что больше средней зарплаты жителя Крыма.

Все будет, но не сразу

В целом многие согласны с тем, что вложенные в проект деньги отобьются далеко не сразу. Так по прогнозам министра экономического развития Республики Крым Натальи Чабан, заметный экономический эффект от запуска автомобильного сообщения стоит ожидать не раньше конца 2019 года.

По мнению финансиста Михаила Грачева, с точностью до рубля экономический эффект этого проекта подсчитать будет крайне сложно, однако в любом случае его следует ожидать. Аналитик компании Global FX Иван Карякин считает, что если проезд через мост останется бесплатным, то будет не просто определить доходность от эксплуатации моста.[С-BLOCK]

Нужно заметить, что для государства на данном этапе важнее не экономические дивиденды, а сам факт постройки такого сложнейшего инженерного сооружения – его имиджевая составляющая. Так журналисты CNN обращают внимание на то, что проект стал метафорическим символом 18-летнего правления президента Путина.

Впрочем, в российском правительстве уверены, что Крымский мост призван решать в первую очередь экономические задачи. Открытие автомобильного и железнодорожного сообщения в целом рассматривается как стимул к развитию инфраструктуры, которая и станет отправной точкой роста доходности проекта. А за этим придет и развитие малого и среднего бизнеса в регионе, и модернизация предприятий.

Дорогое удовольствие

Риелторы гадают, какой будет динамика цен на жилье в Крыму после открытия моста. Одни говорят, что жилье станет доступнее, другие уверены, что подорожания не избежать. Сразу после перехода Крыма под юрисдикцию РФ стоимость недвижимости на полуострове заметно подскочила – рынок стал ориентироваться на российского покупателя, более платежеспособного чем украинский. Крымчане были уверены, что в ближайшем будущем спрос на жилье в регионе многократно возрастет, отсюда и цены – почти сопоставимые с московскими.

Блогер и эксперт в вопросах недвижимости Андрей Шишко отмечает, что за такие деньги среднеобеспеченному россиянину покупать жилье в Крыму нецелесообразно, учитывая, что он будет приезжать туда несколько раз в год. Такие траты могут себе позволить разве что успешные бизнесмены, политики и звезды.

Тем не менее, министр строительства и архитектуры Республики Крым Сергей Кононов убежден, что с открытием моста в жилищном строительстве следует ожидать скачок. Агент по недвижимости Антон Куйда выражает мнение, что строительный бум будет обеспечен в первую очередь за счет увеличения числа строительных фирм с материка и возведения бюджетного сегмента жилья. Многие ожидают, что это приведет к улучшению ситуации с ветхим и аварийным жильем на полуострове.

Укрепить доминирование

И все же часть экспертов сходится во мнении, что строительство Крымского моста имеет прежде всего идеологическую подоплеку. В западных СМИ этот проект часто называют самым значимым геополитическим событием начала XXI века.

Украинский политолог Виктор Небоженко акцентирует внимание на том, что для России, которая второй раз за 250 лет овладела Крымом, строительство моста равносильно признанию факта: «сухопутного коридора» из материковой России на полуостров уже не будет. Крым, со слов Небоженко, «окончательно становится ракетно-атомным авианосцем России, которому некуда плыть». Его окружают враги – «обиженная и враждебная Украина», а также страны НАТО.[С-BLOCK]

На этом же акцентирует свое внимание британское издание The Telegraph: «Владимир Путин открыл мост, который станет единственным дорожным звеном, связывающим Россию с Крымом. Таким образом он продемонстрировал власть Москвы над аннексированным полуостровом и ослабил изоляцию крымчан». «Кремль хотел показать, что, несмотря на изоляцию и санкции, он в состоянии довести до конца огромный проект» – написал журналист Neue Zürcher Zeitung Иво Мийнсен.

В исследовательской организации The Jamestown Foundation отмечают, что Крымский мост стал центральным элементом военной стратегии России: «русские в случае необходимости могут заблокировать с его помощью половину украинского побережья».[С-BLOCK]

Российский публицист Егор Холмогоров пишет, что с началом украинской блокады Крыма полуостров буквально перешел на островное положение, и Керченский пролив из естественной преграды превратился в соединительную линию. Теперь, со слов Холмогорова, Азовское море получило иной геополитический статус, став барьером на пути у недругов России и фактически превратившись во внутреннее российское море: это лишь укрепило доминирование нашей страны в Северном Причерноморье.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Крымский мост: самые важные факты