Кто, когда и зачем придумал игру «Камень, ножницы, бумага»


Не можете решить, что выбрать? Нужно определить, кто сегодня моет посуду? Сражаетесь за то, кто первым вынесет мусор? Все эти споры могут быть легко решены с помощью древнекитайского метода принятия решений. Правильно: камень, бумага, ножницы. Некоторые ее помнят как «Цу-е-фа», что дословно переводят как «пожалуйста, начинайте». Истоки этого безотказного способа выхода из спорных ситуаций прослеживаются в Китае около 200 г. до н.э. Игра развивалась годами, но ее основной смысл всегда был одинаков. Популярность ее никогда не уменьшалась. Игра также пользуется спросом в Японии. Давайте посмотрим на ее ранние версии, а также узнаем, как они превратились в глобальный метод принятия решений.

Происхождение «Камня, ножниц и бумаги» восходит к династии Хань в Китае. Изначально игра называлась shǒushìlìng, что означает «команды рукой», а составляющие имели немного другие названия: «Лягушка, слизняк и змея». Как и в сегодняшней версии, выбор показывался жестами: большой палец символизировал лягушку, мизинец — слизняка, а вытянутый указательный палец — змею.

В течение сотен лет shǒushìlìng была исключительно китайской игрой, но, как вы уже догадались, сегодня она обошла весь мир и на своем пути претерпела некоторые странные изменения.

В 1700-х годах народ Японии впервые познакомился с китайской игрой, там она сменила название дзян-кэн. Изменились и персонажи. В исторической японской версии лиса (так называемая кицунэ) бьет вождя деревни, вождь деревни бьет охотника, а охотник бьет лиса.

«Цу-е-фа» глубоко укоренилась в японской культуре. Она часто используется для разрешения споров или помогает принимать важные решения в сфере бизнеса, политики и технологий. Возможно, многие японские иммигранты, которые прибыли на западное побережье Соединенных Штатов, привезли с собой дзян-кэн.

Широко известна история о японском бизнесмене по имени Такаси Хасияма. В 2005 году он решил продать свою внушительную коллекцию произведений искусства, и два именитых аукционных дома боролись за его сокровища. Он не мог решить, какой из двух домов использовать, поэтому попросил представителей от каждого сыграть в дзян-кэн, чтобы помочь ему принять решение. Такаси настаивал: «Я считаю, что это лучший способ сделать выбор между двумя одинаково хорошими и авторитетными аукционными домами».

«Кристис» стал ножницами, а «Сотбис» — бумагой. Победа «Кристис» принесла аукционному дому несколько миллионов долларов в виде комиссионных от продажи картин. Это одна из самых дорогих известных сделок, осуществленная с помощью игры.

Из Японии игра распространилась по всей Азии. В Индонезии она, правда, приняла несколько жуткий характер. Судите сами. Вместо безобидных предметов были слон, затаптывающий человека на смерть, сам человек и уховертка. Именно последняя в представлении индонезийцев делала жуткие вещи — забиралась в хобот слона, чтобы полакомится его мозгом, свести с ума или убить.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кто, когда и зачем придумал игру «Камень, ножницы, бумага»