Кто первым встречает космонавтов на Земле



Истории пилотируемых полетов в космос более полувека. В новостях и телевизионных программах много сюжетов о подготовке к полетам, самих стартах, научных программах, которые реализуют космонавты.

И всегда мало и скупо о том, кто встречает космические корабли на земле первыми. Тем временем очень часто от их профессиональных и оперативных действий зависит жизнь космонавтов, рисковавших в космосе. Радость от возвращения на землю может омрачиться не меньшими испытаниями и необходимостью бороться за жизнь. Сразу найти, оказать необходимую техническую и моральную поддержку и доставить в места, где космонавтам будет оказана специализированная помощь – задача вертолетного полка, который в начале космической эры базировался в городе Троицке Челябинской области. Сегодня одна эскадрилья поисковиков космических кораблей обосновалась там же в Челябинской области в городе Южно-Уральске, две других — в Каменск-Уральском Свердловской области.

Как работают вертолетчики, встречающие космические корабли? На возможное место приземления экипажи группой из 12 вертолётов отравляются в Казахстан: в Аркалык, Караганду или Джезказган за 5–6 дней до приземления. На вооружении поисковой вертолетной части – две модели: Ми-8 занимаются поиском приземлившегося корабля и доставкой к нему специалистов, а Ми-26 транспортирует необходимую для проведения спасательных работ тяжелую технику. Он весит около 20 тонн и может поднять груз, сопоставимый со своим весом. Эту модель используют для перевозки топливозаправщиков, вездеходов и другой крупной техники.

За 24 часа до момента отделения спускаемого аппарата по всему предполагаемому пути движения корабля барражируют вертолеты. Центр управления полётов контролирует полет до входа в атмосферу, затем спускаемый аппарат принимают под свою опеку штурманы. Они и определяют координаты места посадки. И как бы заранее их ни рассчитывали, корабль может приземлиться в радиусе 500 километров от предполагаемой точки. Когда космический корабль приблизился к земле до высоты 6000 метров, с космонавтами уже налаживается связь и происходит общение. Если хорошая погода, на отметке примерно в 3 000 метров уже виден парашют, и вертолёты спокойно и заблаговременно поднимаются в воздух. Все этапы сопровождения и встречи корабля постоянно совершенствуются. Учения, на которых отрабатываются все приемы поиска, обычно проходят на авиабазе Упрун в Увельском районе Челябинской области .

В российской космической программе практически все является эксклюзивом. Им до сих пор считается поисково-спасательный вездеход, разработанный еще в 70-х, и до сих пор не имеющий аналогов. Благодаря синему цвету и стреле крана среди спасателей он получил романтичное название «Синяя птица». Эта машина способна вывезти капсулу космического корабля из любой самой пересеченной местности и самого труднодоступного района. Машина вмещает трех космонавтов, экипаж вездехода, есть места для медиков.

Участники операций по поиску космических кораблей могут рассказать массу захватывающих историй, достойных ярких статей и остросюжетных художественных фильмов!

Как наиболее рискованная и экстраординарная останется в памяти спасателей и космонавтов история экипажа «Союза-23». Пилотировали корабль Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский. Корабль приземлился 16 октября 1976. Однако приземлением это можно было назвать условно. Он упал ночью в солончаковое озеро Тенгиз в Казахстане. Водоем был покрыт смесью мокрого снега и льда. Местные называют ее шуга. Двигаться спасательной технике по такой поверхности невозможно! Невозможно было и использовать вертолеты: ситуация осложнялась темным временем суток, облачностью и туманом. Несмотря на это экипажу одного вертолета удалось сесть на берег, и его командир — Николай Чернавский — сумел добраться до капсулы, болтавшейся на поверхности озера, на резиновой лодке. Он поддержал космонавтов, находящихся внутри, не только морально. Николаю пришлось освобождать вентиляционные отверстия от набивавшегося в них льда. Этим он спас космический экипаж от дефицита воздуха.

Еще одна история приземления. В 1999 году «Союз ТМ-29», который пилотировал международный экипаж в составе командира Виктора Афанасьева, бортинженера Жана-Пьер Эньере́ и космонавта – исследователя Сергея Авдеева при посадке в районе города Аркалык загорелся. Когда космический корабль входит в плотные слои атмосферы, его внешняя оболочка сильно нагревается и начинает гореть сухая трава, контакт с которой возникает во время приземления. Возникла опасность отравления космонавтов продуктами горения, и тут оперативно сработала поисково-спасательная бригада.

Не менее драматичный эпизод — посадка корабля «Союз ТМА-11» 19 апреля 2008 года. Его тоже пилотировал международный экипаж в составе командира Юрия Маленченко и двух женщин : астронавта НАСА Пегги Уитсон и первой женщины-космонавта из Кореи Ли Со Ён.Корабль возвращался с МКСО и в нижних слоях атмосферы двигался в режиме неуправляемого спуска. В результате не долетел до точки посадки 425 км, и в отсутствии спасателей космонавты сами выбирались из корабля и тушили пожар, который возник во время приземления. А группе спасении для оказания помощи космонавтам пришлось срочно добираться в нужный район.

История приземления экипажа в составе Алексея Леонова и Павла Беляева, ставшая заметным эпизодом свежего российского кинохита «Время первых», требует, чтобы стала известна реальная картина спасения. По словам штурмана Владимира Хомколова, служившего в вертолетном полку на Южном Урале и принимавшего участие в спасательной операции, капсула с космонавтами действительно опустилась в пермской тайге, а не в Курганской области, как было запланировано. Но место приземления нашли уже через несколько часов. Основные сложности состояли в том, чтобы быстро обеспечить космонавтов теплой одеждой, едой, и вывести их из тайги. Первыми, кто встретил их на земле, были лесники, отправленные командованием. Они помогли разжечь костер, согреться, доставили еду. Теплые летные костюмы космонавтам сбросили с самолета, с неба к ним прилетел и термос с вожделенным борщом, по которому покорители космического простора жутко соскучились. И не беда, что термос угодил в пень, и половина содержимого пролилась. Зато вторая утолила жажду нормальной земной еды сполна! Согреть и накормить космонавтов – это полдела! Главная задача заключалась в том, как их вывозить из тайги! Была идея перевозить по воздуху внутри капсулы космического корабля, прикрепив его к вертолету тросом, но от этой идеи отказались из-за риска столкновения с деревьями. Зачем подвергать риску людей, которые и так много рисковали и в полете, и во время встречи с землей? Кончилось тем, что с места приземления Леонов и Беляев ушли на лыжах вместе с присланными к ним на помощь лесниками. Лыжню протяженностью 3 км специально для этого случая накатали местные жители, а лесники вырубили большую делянку, необходимую для посадки вертолета, который и увез героев космоса из пермской тайги 21 марта 1965 года.

Что же касается корабля, его эвакуацией руководил командир эскадрильи подполковник Кобзарь. Двухтонный шар прицепили на 40-метровый трос вертолета “Ми-6” и подняли в воздух. За уникальной операцией наблюдала вся округа, люди, скорее всего, не очень понимали, что стали очевидцами завершения неординарной космической истории.


Если понравилось - не ленись - делитсь!

0

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кто первым встречает космонавтов на Земле