Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам


Цветы всегда будоражили воображение людей. Насколько хрупкие, настолько и красивые, они становились предметом поклонения, символом любви, атрибутом гаданий и даже источником обогащения.


Каждый цветок как легенда

Любовь к цветам была не чужда человеку и в древние времена. В Индии, например, полагали, что цветы созданы не ради своей красоты или приятного запаха, а ради того, чтобы ими можно было одарить того, кого любишь. Именно по этой причине цветы нужно было срывать исключительно в собственном саду, где каждый из них был выращен своими руками.

В Древней Греции практически с каждым цветком была связана какая-нибудь красивая легенда. Так, лилии, по мнению эллинов, появились из капель молока Геры. А астра выросла из пылинки, упавшей на нашу землю со звезды.

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам

Жители Рима в древности также не были равнодушны к цветам. Более того, они приписывали им волшебные свойства. Например, гладиолус (в переводе с латыни — «меч») был оберегом для гладиаторов.

Приличный человек без венка не придет

В Риме необычайной популярностью пользовалась, пожалуй, первая в истории флористическая композиция — венок. Букеты в то время еще не составляли, а вот без венка приличному римлянину нельзя было появиться на вечере: его бы осудили и перестали считать достойным человеком.

Искусство плетения венков было распространено и на Руси. Именно венки были незаменимым атрибутом для участия в праздниках, обрядах, а также для гадания. Всем нам известна традиция опускания венков в воду на Ивана Купалу. А обычай надевать венок на голову невесте дошел до наших дней.

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам

Обязательный аксессуар

В Средневековье цветы постепенно становятся неизменным аксессуаром. Появляется также мода на конкретные ароматы. Модницы и модники тех времен имели обыкновение крепить на своих корсажах или же в петлицах миниатюрные букеты. Фаворитами среди цветов были фиалки и гвоздики.

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам

Для того чтобы украсить интерьер в Средневековье использовали цветы и травы, которые ставили в медные, латунные или оловянные емкости, имевшие форму вазы или кувшина, а также в керамические кувшины. Активно практиковалось и украшение цветами алтарей в костелах. Для того чтобы обеспечить церковь необходимым количеством экземпляров, существовали специальные монастырские сады.

Немного позже стало модным содержать первые малые светские сады, в которых произрастали жасмин, мак, незабудка, лаванда, но любимцами и истинными «королевами» в цветочном царстве по-прежнему оставались роза и лилия.

Новые цветы и новые каноны

В период Возрождения в европейских странах появляются большие дворцовые сады, в которых стали выращивать новые цветы. На картинах, написанных в то время, часто изображали дикорастущие растения. В домах знати для цветов использовались кувшины и другие емкости из керамики, но характерно появление первых в мире вазонов из стекла. Основными требованиями к композиции из цветов становятся не только принципы изящества, но и соответствие пропорциям человеческого тела.

Было принято, чтобы при создании флористической композиции использовались только самые высокие растения, которые должны в два раза превышать длину емкости. Во флористической композиции того времени приветствовалась симметричность. Растительные мотивы также активно использовались и на узорчатых тканях, они были невероятно популярны.

Изменчивая мода

В Европе XVII века мир сходил с ума по тюльпанам. Композиции из этих цветов помещали в позолоченные или серебряные вазы. Особой любовью также пользовались розы, флоксы, пионы, мальвы и георгины. Флористические композиции имели форму, напоминающую овал. В моде были светлые тона, а также сочетания красного, розового и белого.

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам

В эпоху рококо во Франции во второй половине XVIII века появилось новое веяние — букеты стали асимметричными, а плавность их линий радовала глаз. Букеты было принято ставить в емкости из хрустального стекла, фарфора либо алебастра. А что касается оттенков цветов — бесспорными лидерами были голубой и желтый.

В конце XIX – начале XX веков появляется направление модерн. Для этого стиля были характерны вычурные неестественные формы, кривые линии. Букет, составленный в соответствии с канонами того времени, был асимметричен, содержал небольшое количество цветов, в основном с изогнутыми стеблями.

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам

Сегодня флористика по-прежнему является истинным искусством, а красота цветов все так же побуждает нас дарить их любимым, нести больному для скорейшего выздоровления, ставить на стол во время праздников, провожать с ними в последний путь, давать ребенку букет для Первого сентября, выращивать цветы у себя на подоконнике или приусадебном участке. Потому что красота цветов вечна, и неважно, по какому канону сделан букет и в какой вазе он стоит. Главное, что он радует глаз, напоминает нам о дарителе, да и вообще значительно поднимает настроение.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Магический атрибут или источник радости: как тысячелетиями менялось отношение к цветам