Назад в будущее: почему морские суда вновь переходят на использование энергии ветра


В первой половине XX века инженеры и судовладельцы поняли, что парусные суда уже не могут соперничать с кораблями, оснащенными двигателями. Так подошла к концу эра парусных судов, которые использовали для передвижения силу ветра и не могли соперничать по скорости и маневренности с судами нового поколения. Но современные экологические реалии заставили инженеров вновь обратить внимание на использование силы ветра для осуществления морских грузоперевозок.

По подсчетам экспертов, мировой торговый флот насчитывает около 50 000 судов, принадлежащих разным странам мира. Конечно, нефтяные танкеры и контейнеровозы, которые бороздят просторы Мирового океана, выбрасывают в воздух не так много загрязнителей, как промышленные предприятия или ТЭЦ, но и на них в последнее время обратили внимание экологи. Так, например, Международная морская организация под эгидой ООН призывает сократить выбросы от морского транспорта на 50% уже к 2050 году. Как полагают инженеры, сила ветра может составить достойную конкуренцию мазуту и другим видам ископаемого топлива. Но, конечно, массового производства старинных парусных судов ждать не стоит: на арену выходят роторные паруса.

Сама по себе идея роторных парусов или турбопарусов вовсе не нова. Впервые эта технология под названием ротор Флеттнера была испытана в 20-х годах прошлого века и неоднократно применялась в последующем. Активным сторонником использования роторных парусов был знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто, который применял их на своем судне.

Работа турбопаруса основана на эффекте Магнуса. При вращении цилиндра, потоки бокового ветра обтекают его, и в результате этого образуется сила, которая направлена перпендикулярно основному направлению потока воздуха и толкает судно вперед. Использование потоков воздуха позволяет экономить топливо, а, следовательно, и сокращать количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Уже есть удачные примеры применения этой технологии на крупных грузовых судах. Так, например, грузовое судно E-Ship 1, оснащенное роторными парусами в качестве дополнительного источника энергии, эксплуатируется с 2010 года. Оно было построено в 2008 году в Германии на верфи компании Enercon и ходит под немецким флагом. Другие страны также рассматривают перспективу оборудования своих судов роторными двигателями, так как это позволяет экономить до 30-50% топлива.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Назад в будущее: почему морские суда вновь переходят на использование энергии ветра