Невероятно красивые театры из бумаги — развлечение XIX века


В 19 веке предприимчивые англичане придумали, как перенести театр в дом. В Англии в эпоху Регентства, а именно в начале 1800-х годов, театр был настолько популярен, что вызывал волнения в обществе.

В 1809 году, когда театр Ковент-Гарден пытался увеличить цены на билеты, зрители были настолько возмущены, что подняли бунт. Более двух месяцев подряд они кричали, гремели, звонили в колокольчики и даже приносили в театр свиней, чтобы заглушить актеров. Протест был услышан, администрация снизила цены.

Огромной популярностью пользовались неофициальные представления, проводимые на заброшенных складах. Они собирали толпы людей. Артисты-любители исполняли непристойные песни, делали реконструкцию шокирующих местных преступлений, рассказывали о происшествиях и показывали в кратком изложении пьесы Шекспира и других драматургов.

Представления менялись в зависимости от происходящих событий. Так как все это делалось без разрешения властей, то артисты и зрители легко могли угодить за решетку. Но мероприятия эти были настолько популярны, что иногда приходилось давать по шесть представлений в день. Особым спросом пользовались детские спектакли.

В эпоху, когда не было Netflix и YouTube, предприимчивые производители игрушек разработали новый способ привнести развлечения в дом: бумажные театры. За один пенни покупатели получали крошечную картонную сцену размером с книгу с авансценой, занавесками, а иногда даже с бумажной аудиторией.

Персонажи были сделаны тоже из бумаги. Причем каждый из них застыл в характерной для него драматической позе: злодеи размахивали револьверами, откуда вырывались облака пороха, веселые моряки танцевали, из бочек выпрыгивали клоуны.

Герои могли появляться снова и снова, столько раз, сколько требовал сюжет. К наборам прилагался краткий сценарий или пьеса. Бумажные представления могли быть в разных жанрах: мелодрама, эпическая история, рассказы о жизни в экстравагантных замках с привидениями. Причем если сюжет предполагал появление всадника на коне, то в задней части сцены были сделаны специальные прорези, откуда он появлялся. Часто основой для сценария служили известные классические произведения, адаптированные для детского восприятия.

Легко представить себе, как дети своей фантазией обогащали известные истории и меняли сюжет. Персонажи одного произведения легко кочевали в другое. Немецкий поэт Иоганн Гёте рассказывал друзьям, как его сын Август устраивал бумажные представления и главным артистом в его театре был домашний кот.

Позже постановщик бумажных спектаклей, будущий писатель Гилберт Кит Честертон вспоминал о том, как он мог повлиять на масштаб событий. Одним придавать большее значение, другим меньшее. Он представлял Судный день с падающими городами и звездами, но в его детской интерпретации все заканчивалось хорошо.

Бумажными спектаклями увлекались Роберт Льюис Стивенсон, Рихард Вагнер, Жан Кокто. Вагнер вообще утверждал, что свое «Кольцо Нибелунгов» он придумал, воплощая его на игрушечной сцене. А Стивенсон рассказывал, что впервые в мир приключений он погрузился через такой театр, это было настолько захватывающим, что определило его жизнь.

Волшебство бумажного театра состояло не только в том, что оно позволяло детям воспроизводить любимую пьесу дома, но и проявить творческое созидательное начало.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Невероятно красивые театры из бумаги — развлечение XIX века