«Олимпик» и «Британник»: как сложилась судьба круизных лайнеров-близнецов «Титаника»


Трагическая судьба круизного лайнера «Титаник», затонувшего после столкновения с айсбергом, известна многим. Но, оказывается, у него было два брата-близнеца: лайнер «Олимпик» и лайнер «Британник». Все три судна были построены одной компанией по одинаковым чертежам и были практически идентичны на момент создания. Но их ждало такое разное будущее. «Титанику» не повезло больше всех, а вот о том, как сложилась судьба двух других судов, расскажем в нашем обзоре.

Все три судна были сооружены на верфи в городе Белфаст в Северной Ирландии по заказу крупнейшей британской компании «Уайт Стар Лайн» («White Star Line»). На момент своего создания все три судна, принадлежавшие к классу океанских лайнеров «Олимпик», являлись самыми безопасными, самыми вместительными по количеству пассажиров и, конечно же, имели самое роскошное оформление из всех подобных круизных лайнеров, существовавших в то время. Из-за их грандиозных размеров принимающим портам пришлось даже проводить модернизацию, чтобы суда могли подходить к причалу.

«Олимпик»

Первым из трех судов на воду был спущен лайнер «Олимпик». Это произошло в октябре 1910 года, а в июне 1911 года он отправился в свой первый рейс через Атлантику до порта Нью-Йорк. Маршрут из Саутгемптона в США судно преодолело за 8 дней. В ходе первого плавания лайнера «Олимпик» были отмечены небольшие недостатки, которые были устранены на «Титанике», следующем судне компании «Уайт Стар Лайн».

«Олимпик« и «Титаник» строили почти одновременно

Интересно, что капитаном «Олимпика» изначально был Эдвард Джон Смит, который являлся самым опытным капитаном компании. Но после постройки второго лайнера-близнеца его перевели на «Титаник». «Олимпик» был модернизирован в связи с катастрофой «Титаника»: на лайнере были установлены новые спасательные шлюпки, а обшивка корпуса стала более прочной.

Лайнер «Олимпик»

Но с наступлением Первой мировой войны, в 1914 году, судно не использовалось в качестве круизного лайнера, а служило на благо страны, совершая рейсы по Средиземному морю. Плавать в морях с минными полями, подводными лодками и под авиацией противника было небезопасно. Поэтому на «Олимпике» было установлено вооружение, а само судно перекрашено в камуфляжные тона. Более того, «Олимпик» даже участвовал в сражении и потопил немецкую подводную лодку в проливе Ла-Манш.

«Олимпик» возобновил рейсы через Атлантику в 1920 году после очередной модернизации и проработал в качестве круизного лайнера до 1935 года, когда был списан и продан на металлолом. Почти вся его внутренняя обстановка была распродана с аукциона. В общей сложности «Олимпик» был на плаву 25 лет и по этим показателям намного опередил своих братьев-близнецов.

«Титаник»

«Титаник» строился практически одновременно с «Олимпиком» и был спущен на воду в 1911 году, а в свой первый и последний рейс отправился в апреле 1912 года. Лайнер затонул после столкновения с айсбергом, что стало причиной гибели более 1400 человек.

«Олимпик« и «Титаник» «Британник»

Третьим судном из класса лайнеров «Олимпик» стал «Британник», судьба которого также сложилась трагически. Строительство судна началось в ноябре 1911 года, и первоначально его планировали назвать «Гигантик». После катастрофы «Титаника» произошли существенные изменения в конструкции судна, касающиеся его безопасности. И если в случае с «Олимпиком» была проведена поверхностная модернизация, то третий лайнер находился только на ранней стадии строительства, а потому удалось воплотить в жизнь более масштабные конструктивные изменения. Так, например, было увеличено число перегородок, а количество изолированных водонепроницаемых отсеков составило 17, против 16-ти на «Олимпике» и «Титанике».

Судно, получившее по окончании строительства имя «Британник», было спущено на воду в феврале 1914 год. Но ему не суждено было совершить ни одного рейса в качестве круизного лайнера. Началась Первая мировая война и судно было реквизировано Британским Адмиралтейством для использования в качестве военного госпиталя. «Британник» был перекрашен и переоборудован для выполнения новых задач, и в декабре 1915 года судно отправилось в свой первый рейс по Средиземному морю.

В ноябре 1916 года, после нескольких успешных рейсов, судно получило пробоину у берегов Греции, при этом не помогли даже самые совершенные меры безопасности. По преобладающей версии, это была подводная мина, оставленная немецкой подводной лодкой, но существуют также мнения, что причиной крушения судна могла стать торпеда. Спустя 55 минут после взрыва «Британник» ушел на дно, но большинству пассажиров удалось спастись, и их эвакуировали на суда, пришедшие на помощь. Было спасено 1036 пассажиров военного госпиталя, 30 человек погибли.

Интересный факт связан со всеми тремя лайнерами серии «Олимпик». На всех этих судах работала стюардесса Вайолетт Джессоп. Сначала она служила на лайнере «Олимпик», потом оказалась на «Титанике» и выжила в ужасном кораблекрушении. Во время Первой мировой войны девушка работала медсестрой и попала на борт «Британника», где ей также удалось выжить после кораблекрушения. После войны она еще долго работала стюардессой на круизных лайнерах и даже дважды совершила кругосветное путешествие.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт обязательна

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Олимпик» и «Британник»: как сложилась судьба круизных лайнеров-близнецов «Титаника»