Первый русский путешественник: почему от многих бед он пошел в Индию


Контакты между азиатскими странами и Россией имелись с давних пор. Но вот о купцах или путешественниках, достигших сказочных стран Востока, до XV века почти ничего не известно. Первым русским человеком, который не просто достиг Индии, но и описал свое пребывание в других странах (знаменитое «Хождение за три моря»), был Афанасий Никитин.

Зачем поехал

Афанасий Никитин был тверским купцом. Тверь во второй половине XV века процветала, была торговым центром: сюда стекалось множество купцов из разных стран. Эти торговцы разносили вести о невиданных и богатейших восточных странах. Решив попытать счастья, Афанасий Никитин в середине 1460-х гг. отправился в торговую экспедицию в кавказское княжество Ширван.

Какие страны посетил

В районе Астрахани русский купец и его спутники были ограблены войском хана Касима. У них не осталось никакого имущества, и каждый отправился туда, куда его «понесли очи». Сам же Никитин домой не повернул, а пошел дальше: на Кавказ (Дербент, Баку), затем он перебрался через Каспийское море и побрел в персидские страны, ну а потом отправился в Индию. Затосковав по Родине, он пустился в обратный путь. Однако до родной Твери дойти ему было не суждено. В 1475 году он умер в районе Смоленска.

Путь Афанасия Никитина в Индию и обратно

Зачем он отправился так далеко

Несмотря на то, что Никитин оставил после себя подробные заметки о своем хождении, очень многие вещи остаются неясными. Например, почему после нападения хана Касима он не захотел возвращаться домой, как некоторые другие купцы, а продолжил путь? И зачем он решил дойти до самой Индии?

Некоторые исследователи отмечают, что причина очень проста: потеряв почти все свои пожитки, Никитин испугался, что дома он бы попал в долговую яму. Да и возвращаться с пустыми руками было бы позором. Поэтому он решил идти по торговым городам дальше, занимаясь перепродажей товаров. Каждый раз решал пройти еще «немножко», попасть на другой рынок, чтобы попытать счастья там. Однако никаких торговых успехов это путешествие ему так и не принесло. Единственная его операция — продажа жеребца — и та пошла ему в убыток. Да и на протяжении всех своих заметок купец сокрушается, что мусульманские торговцы его обманули. Дело в том, что никаких особенных товаров в восточных странах не было, на его взгляд, только перец да краски. Но зато много разбойников и высокие пошлины.

Другой вопрос, почему Афанасий Никитин отправился именно этим путем, также получает вполне простой ответ. Будучи осторожным купцом, он идет только по известным ему городам Волжского торгового пути, соединявшего Россию с южными странами. А достигнув Ирана, он пошел по знаменитому тогда торговому пути в Индию.

Почему его путешествие столь необычно

Что отличало путешествия Никитина от остальных — это длительность его торгового пути. Он передвигался от одного торгового центра к другому и в результате достиг таких мест, которые до этого русскими купцами не посещались.

Памятник Афанасию Никитину в Твери

А так как никакого конечного пункта назначения у русского купца не было, то он путешествовал не спеша, всматриваясь в другие культуры, народы. Свои яркие и точные наблюдения Афанасий Никитин записывал (правда, не совсем понятно когда: во время путешествий или уже на обратном пути) и стал первым из всех русских, оставившим впечатления о культурных особенностях, нравах, политическом строе других стран. Его заметки — первый образец такого рода сочинений. Он дивился черным людям, их «полуголым» нарядам, сетовал, что ходят, не прикрыв «срам», много постоянно беременных женщин. Да к тому же и еда у иностранцев плохая: не едят никакого мяса, а только рис, травы разные, масло и молоко. Его удивляло и существование аж 82 религий у индийцев! Описания Афанасия Никитина настолько интересны, что по его материалам можно восстанавливать историю государства Бахманидов.

Стал ли Афанасий Никитин вероотступником

Еще одна загадка записок Афанасия Никитина — стал ли он вероотступником (тяжкий грех по тем временам) и принял ли ислам во время экспедиции? Дело в том, что в «Хождениях» есть момент, когда мусульмане приказывали русскому купцу под угрозой смерти и похищения его единственного жеребца (которого он собирался продать) принять ислам. Русский торговец написал, что его спас случайный прохожий, и он остался при своей вере. Однако дальнейшее повествование заставляет сомневаться в его словах (речь идет, безусловно, об оригинальном тексте). Он стал часто писать на «бесермянском» языке (купец выучил арабский, персидский, тюркский языки), восхвалял Аллаха, вставлял исламские молитвы, а затем вообще написал, что его вера погибла, и он соблюдал мусульманские посты.

Некоторые исследователи уверены, что русский купец перешел в ислама. Однако другие отмечают (например, Лурье), что Афанасий Никитин лишь делал вид, что принял ислам, а иностранными словами пытался скрыть некоторые сюжеты, которые бы принесли ему неприятности на Руси.

Впрочем, ответить на этот вопрос смог бы только сам русский купец. Кроме того, до сих пор ничего нельзя сказать точно ни о социальном положении купца, ни о его образовании. А потому нередко Афанасия Никитина, первого русского человека, пересекшего три моря, называют «загадочной фигурой».

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Первый русский путешественник: почему от многих бед он пошел в Индию