Почувствовать себя внутри Колизея: для кого, как и зачем он был построен


Древние римляне любили спорт и развлечения, а в Колизее устраивали величайшие игры во всем Древнем Риме. С его гладиаторами, сменными аренами, экзотическими животными и редкой военно-морской реконструкцией быть зрителем римского Колизея было бы действительно захватывающим зрелищем.

Толпы из 50 000 человек, охватывающие все регионы и социально-экономические классы империи, собирались на стадионе, чтобы посмотреть шоу и отключиться от бытовых проблем повседневной жизни Древнего Рима. Они наслаждались едой, вином, музыкой и театральными представлениями, которые оплачивал сам император.

В Колизее зрители могли жевать нут в ожидании казни в полдень, наблюдать за львами и другими экзотическими животными, выпущенными через скрытые ворота арены из своих тесных клеток, или видеть, как представители римской элиты вытирали пот с гладиаторов (они верили, что это был афродизиак). Мероприятия, проводимые в Колизее, были настолько разнообразными и сложными, что зрители никогда не знали, чего ожидать.

Вход в Колизей был бесплатным: это была одна из многочисленных льгот римского гражданина. Было 76 общественных дверей, которые вели к четырем различным секторам Колизея, каждый предназначался для своего социально-экономического класса. Лучшие места в Колизее были в первом ряду, на подиуме, поднятом на 6,5 футов над полом арены. Рядом находилась ложа императора.

Подиум и еще несколько рядов сидений составляли первый ярус, откуда примерно 2000 представителей римской элиты смотрели шоу. Второй ярус вмещал около 12 000 человек и состоял в основном из богатых торговцев и правительственных чиновников. Третий уровень, находящийся выше, был отдан простым римским гражданам. Последний уровень, самый дальний от арены, предназначался для женщин и бедняков. В билетах указывался конкретный номер входа и ряда.

В дни праздников Колизей привлекал до 50 000 зрителей, а такая огромная толпа способствовала стечению невероятного количества продавцов. За пределами Колизея они предлагали еду и сувениры для посетителей. Также продавались программы со статистикой о гладиаторах. Из фастфуда римляне предпочитали колбасы, нут и выпечку. Внутри Колизея продавали сладости, вино и другие закуски. Среди посетителей проводилась лотерея. Зрители получали деревянный шар с написанным номером. Так можно было выиграть крупную сумму денег, жилье или вкусный обед.

Как только посетители оказывались внутри огромного амфитеатра, им нужно было найти свои места. В зависимости от своего социально-экономического положения человек легко определял свою позицию. Для этого пользовались коридорами и внутренними лестницами. Они также были разделены железными и мраморными перегородками. У каждого социального класса был свой проход.

Колизей представляет огромное архитектурное строение и занимает около шести акров земли, имеет в высоту от 12 до 15 современных этажей и вмещает 50 000 человек. Но несмотря на огромные масштабы, зрителям, судя по всему, было тесно. По сравнению с другими римскими амфитеатрами в Колизее были небольшие места. Исключение сделали только для тех, кто сидел в первом ряду. Место имело в ширину 15 дюймов и расстояние для ног 27,5 дюймов.

По своим масштабам он был самым большим амфитеатром римского мира. В этом были большие минусы, так как зрители, находящиеся на самых дальних рядах не могли видеть и слышать большую часть представления. Им приходилось серьезно напрягаться, чтобы рассмотреть то, что происходило внизу.

Художник Жан-Леон Жером

Император сидел в самом лучшем месте — императорской ложе. Гладиаторы сражались перед императором, иногда взывая к его милости. И зрители наблюдали за правителем, чтобы увидеть, как он отреагировал на бой. Ведь он в любой момент мог отправить гладиатора на смерть. Могущественный глава империи был отделен от других зрителей. У него был свой отдельный вход и коридор.

Средиземноморская жара могла доставлять много неудобств. В Колизее на этот случай было все продумано. Архитекторы придумали велариум. Он представлял собой систему регулируемых навесов здания, спроектированных по аналогии с мачтой и парусами корабля. Около Рима находился экипаж корабля, в задачу которого входило управление велариумом Колизея. Используя канаты и шкивы, экипаж мог натянуть ткань через верхние конструкции и тем самым закрыть солнце.

Бои в Колизее часто сопровождались музыкой. Зрители слушали трубы, рог и водные органы, наблюдая за гладиаторским боем. Особо тревожные моменты музыканты подчеркивали мелодией.

Художник Жан-Леон Жером

Музыка была не просто развлечением для зрителей. Он подсказывала служителям, когда выпускать дикого животного на арену или когда начнется следующий гладиаторский бой.

Большинство людей предполагает, что гладиаторы были рабами или правонарушителями, осужденными на гибель на арене, но это не всегда было так. Римляне добровольно записывались в гладиаторские школы, стремились стать профессионалами. К гладиаторам относились как к римским знаменитостям, спортивным суперзвездам. Римские дети могли даже купить глиняные фигурки, изображающие известных бойцов. У победителей часто возникали отношения с аристократками.

Отдельное шоу составляла охота на животных. Этим занимались специально подготовленные гладиаторы. В представлении принимали участие львы, тигры, медведи, бегемоты, слоны, олени, жирафы и якобы даже иногда киты, что, конечно, выглядит довольно неправдоподобно. Широко распространен миф, что на арене Колизея дикие животные уничтожали первых христиан. Никаких прямых доказательств этого не существует. Связь между Колизеем и христианскими страданиями впервые была упомянута в 4 веке, но затем надолго забыта до 17 века.

Художник Жан-Леон Жером

В 4 веке н.э. христианский и латинский ученый Лактанций и епископ Евсевий Кесарийский писали об императорах, в частности о Нероне, которые специально убивали христиан.

В Колизее регулярно приводились в исполнения наказания, называемые «играми в полдень», когда правонарушители и военнопленные, которых называли дамнати, были осуждены множеством различных методов. Иногда их выставляли на арену беззащитными среди диких животных, в то время как другие были вынуждены сражаться друг с другом.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Почувствовать себя внутри Колизея: для кого, как и зачем он был построен