Поворот сибирских рек: почему о забытом проекте вновь говорят с оптимизмом


Послевоенные годы в СССР вошли в историю как период крупномасштабных преобразований природы. Мы строили оросительные и судоходные каналы, гигантские плотины, а также сооружали водохранилища. Сегодня мы поговорим о нереализованном проекте по переброске стока северных рек в Аральский регион, о котором в последнее время все чаще вспоминают с нескрываемым энтузиазмом.

Идея строительства канала из Сибири в Аральский регион, который всегда нуждался в водных ресурсах, на самом деле не является плодом советской науки, об этом писали еще в XIX веке. Но детальными расчетами специалисты занялись лишь в 50-х годах прошлого века, когда стало ясно, что водных ресурсов Арало-Каспийского региона в скором времени станет недостаточно. В азиатских республиках СССР расширялись плантации хлопка и других сельскохозяйственных культур, увеличивалось население, поэтому проект о переброске части стока Иртыша в Аральский регион рассматривался как единственный способ решения проблемы.

К проектированию канала, который одновременно должен был стать оросительным и судоходным, подошли со всей серьезностью. Заказчиком работ выступало Министерство водного хозяйства СССР. Более 150 научных и проектных институтов занималось разработкой проекта, и на это ушло около 20 лет. Было подготовлено колоссальное количество картографического материала и детальные инженерные расчеты.

По замыслу создателей, проект должен был осуществляться в два этапа. Изначально предполагалось строительство канала под названием «Сибирь — Средняя Азия», который бы доставлял воду из Оби на юг Казахстана и в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным, а его протяженность составлять более 2500 километров. На втором этапе планировалось построить 10 насосных станций и переправлять воду реки Иртыш в Казахстан, в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

В 1976 году было принято официальное решение о реализации проекта. Но в научной среде нашлось немало противников этой идеи, которые начали активную кампанию, направленную на то, чтобы не допустить строительства. Авторитетными специалистами было составлено несколько экспертных заключений, которые указывали на негативные экологические последствия реализации проекта.

Противники замысла указывали на ряд проблем, которые возникнут после строительства каналов. Основные из них: увеличение солености вод Северного Ледовитого океана, который потеряет часть речного стока, гибель множества пород рыб, обитающих в Оби и Иртыше, изменение режима многолетней мерзлоты в северной части Западной Сибири, засоление прилегающей к каналу территории и затопление части земель при строительстве водохранилища.

Несмотря на то, что проект должен был решить проблему пресной воды и стать важнейшей транспортной артерией в Арало-Сибирском регионе, его строительство было отложено в 1986 году. И произошло это не по причине отсутствия денежных средств или начавшихся государственных перемен, а потому, что проект был признан нецелесообразным. Ужасающие экологические перспективы убедили руководство в том, что никакая экономическая выгода не стоит таких колоссальных потерь, масштабы которых сложно оценить.

Учитывая все эти факты, странно слышать высказывания лидеров азиатских республик о том, что нужно вернуться к проекту переброски северных рек. На сегодняшний день это не представляется возможным, по крайней мере в том виде, в котором это планировали сделать в СССР. Не стоит также забывать и о том, что сегодня территория, которую предполагают задействовать в проекте, находится в разных государствах, что ведет к дополнительным политическим трудностям. Еще один фактор, влияющий на осуществление подобных грандиозных проектов, это вопрос финансирования. В условиях современной экономики все подобные проекты осуществляются только за счет средств крупнейших кредитных организаций, которым важна экономическая выгода от осуществления проекта. Маловероятно, что они предоставят средства для реализации плана, который был детально проработан и отвергнут еще 30 лет назад.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поворот сибирских рек: почему о забытом проекте вновь говорят с оптимизмом