Многие каждый год с нетерпением ждут лета, но мало кто по-настоящему любит жару. В жаркую погоду хочется лежать в теньке и по минимуму шевелиться. Особенно если шевелиться надо ради кого-то еще. Недавно психологи научно доказали, что при повышении температуры люди меньше склонны помогать другим, чем в нормальных условиях.
«Вам чем-нибудь помочь?»
Первый эксперимент проводили в 2010 и 2011 годах в Москве. Лето 2010 выдалось для столицы невыносимо жарким: средняя температура днем в августе достигала 38 градусов, что превышало норму на 14 пунктов. Такое потепление побило тысячелетний рекорд и вызвало интерес психологов.
Подопытными кроликами стали работники одной из сетей московских магазинов. С помощью «тайных покупателей» исследователи выяснили, что во время жары продавцы-консультанты с меньшей охотой помогали покупателям. Хотя в целом все технические функции выполнялись на должном уровне. Проблема возникала только в социальных коммуникациях.
Даже вспоминать тошно
На следующем этапе исследования психологи выяснили, что даже воспоминание о жаре заставляет человека тратить эмоциональную энергию, и ее уже не хватает на других людей. Чтобы это проверить, 160 интернет-пользователей разбили на две группы и попросили одну из них вспомнить свои ощущения во время сильного перегрева организма в жару. У второй задание было не таким стрессовым.
После этого всем участникам эксперимента предложили бесплатно пройти еще один опрос. Больше половины тех, кто вспоминал о жаре, отказались. Зато три четверти побывавших в более приятных воспоминаниях без проблем прошли еще один тест.
Теплее, еще теплее
В финале исследования ученые проверили, как относительно небольшое колебание температуры влияет на отзывчивость людей. На этот раз эксперимент провели на студентах: их разделили на две аудитории, в одной из которых температура воздуха была 26,7°С, а в другой — всего 20,6°С.
Студентов попросили заполнить письменную анкету из 150 вопросов, важную для деятельности социальной организации, помогающей детям и взрослым в непростой жизненной ситуации. Как и ожидалось, в аудитории с более высокой температурой нашлось меньше молодых людей, готовых тратить свое время даже на такую благую цель. Психологи подчеркивают, что меньшая отзывчивость людей при повышении температуры связана не с тем, что негативных эмоций становится больше. Просто позитивных становится меньше. Словно человеку приходится тратить весь свой позитив на борьбу с жарой, и после этого он истощается для чего-то другого.
Комментов: 0