Ради чего китайцы построили 450 км трассы посреди пустыни, где никто не живет


Нельзя сказать, что строительство 450 километров высококачественной автомобильной трассы посреди раскаленных песков является делом заурядным. Но Китай успешно реализовал невероятный по себестоимости и трудозатратам инфраструктурный проект там, где тысячелетиями передвигались лишь караваны верблюдов и где на сотни километров не было ни одного поселения. Палящее солнце, отсутствие воды, песчаные бури, нулевая инфраструктура региона — вот неполный список того, с чем пришлось столкнуться строителям самой длинной в мире трассы, пролегающей по территории пустыни. Но для чего китайцам потребовалось преодолевать такие невероятные трудности?

Автомобильная трасса, пересекающая пустыню Такла-Макан с юга на север носит название Таримское шоссе. Оно было построено в 1995 году. Дорога имеет общую протяженность 550 километров, при этом около 450 из них проходит по территории самой настоящей пустыни, лишенной жизни. Специалисты не зря называют ее самой дорогой автотрассой в мире: она обошлась весьма недешево на этапе самого строительства, а также потребовала беспрецедентных мер по защите от песков на этапе дальнейшей эксплуатации.

Для того, чтобы предотвратить наступление песчаной пустыни на трассу, инженеры решили посадить вдоль шоссе засухоустойчивые виды деревьев и кустарников. Немного найдется растений, способных выжить на голом песке и в отсутствие регулярных осадков, тем не менее они есть. После многолетних испытаний был определен список растений, пригодных для выживания в условиях Такла-Макан, и вдоль автотрассы были высажены различные сорта саксаула, ивы и других растений. А для того, чтобы они не погибли в юном возрасте, специально для них была создана система искусственного орошения.

Вода для полива саженцев выкачивается из подземного горизонта, но это не обычная питьевая вода — она содержит большое количество растворенных солей. Несмотря на высокий уровень минерализации воды, растения прекрасно прижились. Постепенно, километр за километром, было высажено около 3 000 гектаров древесно-кустарниковой растительности, которые сопровождают шоссе на протяжении почти 400 километров. При этом ширина насаждений составляет более 70 метров. Для обслуживания насосных станций и регулирования системы полива через каждые 4 километра трассы были построены специальные станции, сотрудники которых регулируют работу системы. Кроме того, вдоль шоссе появилось несколько автозаправочных станций и кафе для обслуживания путешественников.

Конечно, весь этот титанический труд был проделан не для того, чтобы соединить города через песчаную пустыню — инфраструктура этой малонаселенной части Синьцзян-Уйгурского автономного района вполне справлялась и без Таримского шоссе. Все дело в богатейших месторождениях нефти и газа, которые были обнаружены в пустыне Такла-Макан. Таримский нефтегазоносный бассейн расположился на площади более 500 тысяч кв. км, и на сегодняшний день здесь сосредоточено около 30% всех углеводородных богатств Китая. Именно ради освоения месторождений Таримского бассейна и для облегчения эксплуатации трубопровода и была построена грандиозная дорога, равной которой нет на планете.

Первое месторождение под названием Ицикэликэ было открыто еще в конце 50-х годов прошлого века. Но скудные геологические знания о регионе не позволяли на тот момент оценить все богатства Таримского бассейна. О том, что в Такла-Макан находится крупнейший углеводородный бассейн страны, геологи узнали в 80-х годах, когда было проведено тщательное обследование пустыни, было сделано множество геофизических профилей и взяты сотни проб. С тех пор власти страны сделали ставку на освоение региона, каких бы усилий это ни потребовало, ведь растущей экономике Китая требуется все больше энергоносителей.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ради чего китайцы построили 450 км трассы посреди пустыни, где никто не живет