Самые опасные самолёты советской гражданской авиации


Какие самые опасные самолёты были у советской гражданской авиации?

Ту-104

Первый советский реактивный пассажирский лайнер ещё не изжил многих «детских болезней» этого нового вида авиации. Поэтому его аварийность оказалась беспрецедентной среди советских самолётов. Всего от аварий было потеряно 18% общего числа произведенных Ту-104.

Свой первый полёт Ту-104 совершил в 1955 году, а с 1956 года вышел на регулярные авиарейсы. Ту-104 стал символом гордости СССР. Его демонстрационные прилёты в Лондон и Нью-Йорк производили фурор. На тот момент это был единственный реактивный пассажирский самолёт в мире, так как английские «Де Хевиленд Комета» после череды катастроф были сняты с линий, а американские «Боинг-707» ещё только собирались поступить в эксплуатацию.

Реактивные самолёты произвели прорыв в авиации. Так, скорость полёта, по сравнению с таковой у поршневых пассажирских самолётов, увеличилась сразу вдвое: с 350-400 км/ч до 750-800 км/ч, а дальность беспосадочного полёта с 1500-2000 до 3000-3500 км. Но, как известно, за всё приходится платить, иногда слишком дорого.

Первая загадочная катастрофа Ту-104 произошла 15 августа 1958 года под Хабаровском. По непонятной причине самолёт с эшелона свалился в штопор и врезался в землю. Следственная комиссия пришла к заключению, что на большой высоте лайнер был подхвачен восходящим потоком воздуха, потерял скорость и управление и свалился в пике. Выводов не последовало. Заключение же подтвердилось 17 октября 1958 года, когда в Чувашии потерпел крушение ещё один борт Ту-104, выполнявший рейс из Пекина в Москву.

После последней промежуточной посадки в Омске Ту-104 долетел уже практически до Москвы, однако тут диспетчеры отказали в посадке из-за сложных метеоусловий. Такие же неблагоприятные условия были на запасном аэродроме в Горьком. Экипаж самолёта выполнил разворот и направился в Свердловск (аэропорт в Казани в то время не мог принимать Ту-104 из-за короткой взлётно-посадочной полосы). Над Чувашией лайнер, летевший на высоте 10 км, оказался подхвачен турбулентностью, выброшен на высоту 13 км, где мощность двигателей резко упала, и самолёт свалился в пике, из которого уже не вышел.

Причины катастрофы и на этот раз остались бы гипотетическими, если бы командир экипажа Г.Д. Кузнецов, будучи спокоен перед лицом неминуемой гибели, не диктовал в это время по радио обстоятельств аварии («чёрных ящиков» в ту пору ещё не было). Помимо внесения технических усовершенствований в конструкцию рулей высоты, эта катастрофа вызвала также ограничения для Ту-104 по высоте полёта.

В 1960 году производство Ту-104 было прекращено в связи с переходом к выпуску более совершенных самолётов. Однако в гражданской авиации они продолжали использоваться до 1979 года, когда, после катастрофы во Внуково, причиной которой стал человеческий фактор, были окончательно выведены из состава гражданского воздушного флота. Тем не менее, как военно-служебный самолёт он продолжал использоваться.

7 февраля 1981 года под Ленинградом произошла катастрофа, поставившая крест на эксплуатации Ту-104. После взлёта из Пулкова рухнул самолёт, на котором, после штабных учений в Ленинграде, возвращалось по Владивосток командование Тихоокеанского флота. Погибло 50 человек, в том числе командующий флотом адмирал Э.Н. Спиридонов и ещё 15 адмиралов и генералов. Тихоокеанский флот оказался полностью обезглавленным. Комиссия установила, что причинами катастрофы явились неправильная центровка груза и неверные действия экипажа, то есть человеческий фактор.

Человеческий фактор стал причиной большинства катастроф, случавшихся с Ту-104 в 60-70-е годы. Однако установлено, что более трети (35%) из них произошли из-за сбоя техники. Ту-104 оказался самым опасным советским гражданским самолётом. В его катастрофах погибло в общей сложности 1140 человек (правда, в катастрофах Ил-18 погибло больше всего, но он и использовался намного больше). Однако он всё-таки был лучше своего английского предшественника. Из «Де Хевиленд Комета» были потеряны в общей сложности 23%. Причём большинство катастроф первого английского реактивного авиалайнера произошли потому, что самолёты просто разваливались в воздухе на куски.

Ту-124

Ту-124 стал дальнейшим развитием Ту-104. Сохранив его компоновку при меньших размерах, он был впервые оснащён экономичными двухконтурными турбореактивными двигателями, которые с тех пор размещают на всех реактивных самолётах.

Ту-124 прославился поначалу аварийной посадкой на гладь Невы 21 августа 1963 года. К счастью, в тот раз всё обошлось благополучно. 2 сентября 1970 года Ту-124, выполнявший рейс Ростов—Вильнюс, по неизвестной причине сошёл с эшелона и врезался в землю в районе Днепропетровска. 16 декабря 1973 года Ту-124, летевший из Вильнюса в Москву, перешёл в крутое пике и врезался в землю в районе Волоколамска. 3 января 1976 года вскоре после взлёта из Внукова упал на землю Ту-124, следовавший в Минск. Во всех случаях причиной послужил отказ техники.

Печальным венцом стала гибель Ту-124 29 августа 1979 года под Кирсановом Тамбовской области, когда самолёт сверзился с эшелона в штопор и развалился в воздухе на куски от перегрузок. После этого данная модель была окончательно запрещена к эксплуатации. Всего в авариях Ту-124 погибло 312 человек, а общая доля потерянных самолётов составила 9%.

Ан-10

Ан-10 стал первым пассажирским турбовинтовым лайнером советского гражданского воздушного флота. Его грузовой аналог Ан-12 летает до сих пор. Пассажирский же самолёт постигла менее завидная судьба.

Ан-10 долгое время был самым вместительным самолётом Аэрофлота. Даже после появления Ту-114 он оставался самым вместительным на линиях средней дальности. Ему требовалась взлётно-посадочная полоса меньшей длины, чем для других советских самолётов. Отсюда его популярность и широкое использование на линиях. С течением времени, естественно, нарастал износ этих лайнеров.

Характерным для катастроф, послуживших к снятию Ан-10 с линий, стало то, что эти самолёты стали разваливаться в воздухе на куски, причём в первую очередь отрывались крылья. Как выяснилось, крепление крыльев было действительно слабым местом этих самолётов. Именно характер катастроф, произошедших с Ан-10, стал причиной бытовавшего мнения о сугубой опасности этой модели самолётов. Справедливости ради следует сказать, что только пять Ан-10 с пассажирами потерпели крушение за всё время использования этого лайнера.

Причины первых двух катастроф (обе произошли в аэропорту Львова зимой 1959/60 г.) были одинаковыми: обледенение при полностью выпущенных закрылках. Повторяемость одного и того же в одном лётном отряде свидетельствует, судя по всему, о человеческом факторе, тем более, что больше ни разу нигде подобная ситуация не повторилась. В 1962 году Ан-10 близ Сочи врезался в облаках в гору из-за ошибки диспетчера. После чего происшествий не было до 1972 года, когда две одинаковые катастрофы – под Луганском и под Харьковом (в последней погибло 122 человека) положили конец полётам этого лайнера.

Комментов: 0

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самые опасные самолёты советской гражданской авиации