Зачем русские князья и цари перед смертью постригались в монахи


Когда на Руси умирал воин, крестьянин, монах или ремесленник - иными словами, рядовой житель, похоронный обряд заключался в отпевании. Оно позволяло душе усопшего легче преодолеть последствия содеянных в течение жизни грехов. Однако смерть представителя власти или высшей аристократии была сопряжена не только с обычным ритуалом, но и с пострижением в монашество. То есть власть имущие представали перед Господом, имея определённые льготы. Это делалось не для того, чтобы и в смерти подчеркнуть их могущество, а чтобы смягчить тяжесть невольных грехов, творимых властителем.

При принятии схимы человек получал иное имя – монашеское. Это имя обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.

Принятие схимы как заимствованный византийский обычай

Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и высшая аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших таким образом постриг.

Однако пострижение в схиму применялось также при перевороте и свержении императоров: этим активно занимались венецианцы и генуэзцы, которые жестоко враждовали между собой и старались вырвать друг у друга влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.

На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050-м году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олава Шётконунга. В отличие от византийцев, на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.

Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский

Великий князь Александр Ярославич правил в тот сложный для Руси период, когда с востока надвинулись татары, а с запада – католические крестоносцы Ливонского ордена. Стояла задача выбора пути для всей страны, и князь избрал Восток. Вдобавок над страной, состоящей из уделов, всегда нависала опасность гражданских распрей. Проявлять христианские добродетели у князя просто не было возможности, и глубоко религиозный Александр сделал свой выбор, произнеся свою знаменитую фразу, что никто не приносит большей жертвы, чем отдавший душу «за други своя». Это значило: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.

Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, но даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.

Александр стремился удержать страну в едином кулаке. Он посадил править в Великом Новгороде своего старшего сына Василия. Произошло восстание против княжеской власти, и на стороне бунтарей оказался сам княжеский сын. Александр подавил восстание: расправился с советчиками сына, отрезав им носы или выколов глаза. Самого Василия он проклял и лишил права наследования. Его отлучение от власти сыграло роль в том, что третий сын Невского Андрей пошёл войной на второго, Дмитрия; приглашал в страну татар и вверг страну в новую волну войн и погибели…[С-BLOCK]

Таковы были последствия деяний Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей. То есть те, кто находится у власти, действительно нуждаются в дополнительной защите пред Богом. Но пассивность властителя, пускающего страну на самотёк, не является ли ещё большим грехом?.. Князь Александр сделал свой выбор, и его не зря в народе стали почитать как святого сразу после смерти.

Великий князь Александр Невский умер, когда ехал из Орды. Ему было всего 42 года. Князь принял схиму и был пострижен под именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу, но канонизирован он был только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.

Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. Монастырь этот при Советской власти был переделан под отделение милиции, рака помещена в местном музее, а мощи перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Пострижение женщин из семей высшей знати

Многие княгини добровольно принимали постриг после смерти мужа, но продолжали принимать участие в светской жизни. Пример - трагическая судьба семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли при эпидемии чумы, а затем заразился он сам, целуя их в гробиках. Симеон был пострижен под именем Созонтия, а его вдова Мария – под именем Фотиньи. Однако Мария-Фотинья не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия принимала участие в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий, и даже в организации строительства первого каменного Кремля.

Первым несомненным примером насильственного пострига на Руси стала жена Василия III Соломония Сабурова, которую он сослал в монастырь за бездетность. Кто из них был бездетным, впрочем, большой вопрос: во втором браке Василия с Еленой Глинской тоже 4 года не было детей, а об амурных похождениях Елены с князем Телепнёвым-Оболенским знала вся Москва.

Пострижение и власть

Иван Грозный отправлял надоевших жён в монастырь буквально конвейером. Затем последовало Смутное время, когда в монастырь ссылали как в тюрьму, считая что монах не конкурент. Так, Шуйские избавились от родственника Рюриковичей - боярина, богача и щёголя Фёдора Романова. Его постригли под именем Филарета. Однако жизнь повернулась так, что этот человек именно в статусе монаха обрёл высшую власть на Руси. По окончании смутного времени царём был избран его сын: 16-летний Михаил Романов. А Филарет стал при нём патриархом и вершителем судеб страны. Именно благодаря его политическому таланту страна сумела восстановиться после Смутного времени и приобрести ещё большее величие.

Комментов: 0

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зачем русские князья и цари перед смертью постригались в монахи