В период существования СССР в стране было реализовано множество проектов по преобразованию природы: судоходные и оросительные каналы, плотины ГЭС и водохранилища, осушение болот и сложнейшие инженерные сооружения в районах распространения вечной мерзлоты. Советская инженерная мысль не обошла стороной и вопросы улучшения климата страны. Если проект переброски части стока северных рек на юг получил широкую известность, то о проектировании дамбы через весь Берингов пролив мало кому известно.
Поводом для столь грандиозного проекта послужил слишком суровый климат в северо-восточной части СССР. Идейным вдохновителем и главным разработчиком проекта по строительству дамбы через Берингов пролив стал Петр Михайлович Борисов. Именно он в 50-х годах прошлого века предложил свой проект по улучшению климата северо-востока страны.
Суть амбициозного плана заключалась в следующем. Во времена кайнозоя на территории Сибири был самый благоприятный климат за последние геологические эпохи. Существовавшая в те времена конфигурация суши и распределение океанических течений способствовали тому, что в Арктику поступали мощные потоки теплых водных масс из Атлантики. На арктическом побережье росли тополя, море никогда не покрывалось льдом, а климат суши был значительно теплее.
Петр Борисов предположил, что если перекрыть Берингов пролив и заставить теплые воды Атлантики циркулировать в замкнутом пространстве Арктики без доступа прохладных вод из Тихого океана, то через несколько лет произойдет существенное таяние льдов. Увеличится продолжительность летнего периода, а количество образующегося зимой льда будет гораздо меньше. Это вызовет общее потепление климата не только в арктическом регионе, но и на всей территории Сибири и Дальнего Востока.
Перекрыть Берингов пролив предлагалось при помощи дамбы, которая бы протянулась на 80 километров от берегов Чукотки до Аляски. К проекту планировалось привлечь США и Канаду, которые также должны были существенно выиграть от сооружения дамбы.
Для того, чтобы плотина не рухнула под напором вод, перетекающих из Северного Ледовитого океана в Тихий, в теле плотины планировалось сделать специальные отверстия и установить перекачивающие насосы. Для обеспечения бесперебойной работы насосов потребовалось бы колоссальное количество энергии, которую должны были производить АЭС. На американском и советском берегу планировалось построить по городу-спутнику, которые бы занимались обслуживание плотины и обеспечивали функционирование атомных станций.
Для того, чтобы арктические льды не разрушили плотину, в ее верхней части был предусмотрен специальный уклон. Крупные льдины могли бы беспрепятственно переползать с севера на юг.
Помимо детального инженерного плана, было рассчитано и время возведения плотины — 8-10 лет, при участии заинтересованных соседей.
Примечательно то, что в ходе реализации проекта учитывалось несколько вариантов развития событий, в соответствии с которыми предлагалось скорректировать некоторые моменты функционирования дамбы. Конечно, для того периода это был очень сложный с технической точки зрения проект. Труднодоступный район строительства, суровость климата и сложность инженерной конструкции делали его непростым в вопросе реализации.
Но прогрессивным идеям советского инженера так и не суждено было воплотиться в жизнь. Наступившее похолодание в советско-американских отношениях и Карибский кризис не оставили никаких надежд на потепление климата в Сибири и Арктике.
Комментов: 0